Среди десятков соединений и отдельных частей Красной Армии, участ­вовавших в освобождении Полоцка от немецко-фашистских захватчиков, значится 10-й отдельный батальон электризуемых заграждений

Великой Победе посвящается

Среди десятков соединений и отдельных частей Красной Армии, участ­вовавших в освобождении Полоцка от немецко-фашистских захватчиков, значится 10-й отдельный батальон электризуемых заграждений из состава 5–й гвардейской моторизованной инженерной бригады. Подчиняясь непосредственно начальнику инженерных войск 4-й Ударной армии 1-го Прибалтийского фронта, батальон действовал в тесном взаимодей­ствии со стрелковыми подразделениями. Его сюрпризы срывали действия противника, наносили ему ощутимый урон и помогали своим войскам.

В ходе боев за Дретунь неоднократные попытки взять сильно укрепленную немцами высоту, которая контролировала дорогу Межно-Дретунь, не давали положительного результата. Тогда советское командование решило применить военную хитрость. В ночь с 26 на 27 декабря 1943 г. группа саперов во главе с капитаном Ткачёвым выдвинулась на нейтральную полосу перед немецкими траншеями и установила 18 «летающих» мин типа «ОЗМ-152». Это были противопехотные осколочные мины весом более 50 кг. В промерзшем грунте были выкопаны углубления, в которые сначала опустили вышибные пороховые заряды, а затем и сами мины, направленные на огневые точки врага. Работы проводились на удалении 70-100 м от противника под сильным ружейно-пулеметным и минометным огнем. Несмотря на тяжелые условия, задача была выполнена в срок. По команде с пульта управления все 18 «летающих» мин обрушились на огневые точки противника и практически все их подавили. Ошеломленные немцы прекратили огонь, и в этот момент штурмовая группа 101-й стрелковой бригады беспрепятственно ворвалась в их траншеи, уничтожила гарнизон и, самое главное, захватила пленных, которые дали ценные показания.

В тяжелейших позиционных боях сначала под Дретунью, а затем и под Полотой батальон широко применял технические противопехотные препятствия. На его во­оружении состояли передвижные электростанции типа «АЭ-2». От них по кабельной сети ток высокого напряжения подавался на специальные проволочные заграждения. В штатном режиме батальон мог прикрыть около 6 км по фронту своей обороны. По отклонению стрелки вольтметра на пульте управления дежурный электрик мог судить о поражении противника, а по величине отклонения — о количестве пораженных вражеских солдат.

В 21.10 15 марта 1944 г. на станции лейтенанта Глоцера были обнаружены сильные толчки тока. В дальнейшем приборы показывали утечку тока до 40 ампер. Выйдя с отделением препятствий, лейтенант Гненый обнаружил немецкие гранаты и автомат, который замыкал рабочую сетку. Большое количество следов на снегу говорило о том, что немецкая разведка натолкнулась на препятствие. Несколько пораженных током солдат были сняты с сетки и унесены разведкой противника.

В ночь на 27 июня 1944г. на участке обороны 332 стрелковой дивизии северо-восточнее станции Полота противник численностью 30-40 человек предпринял разведку боем. Натолкнувшись на электризованные препятствия, разведка противника отошла. По замеченной отходящей группе был открыт артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь. Электрики Шаров и Смунев раскопали бруствер, чтобы не обнаружить себя, выползли к препятствиям и притащили пораженного током немца. На следующую ночь при контрольном осмотре препят­ствий был обнаружен проход, проделанный противником. Стало ясно, что немцы не оставили замыслы активизировать действия на этом участке фронта.

В ночь на 29 июня 1944 г. на это место была выслана засада — 7 разведчиков и 5 стрелков во главе со старшим сержантом Родионовым. Для проверки препятствий вышел начальник станции лейтенант Гненый с группой из 6 человек. Во время работы из кустов, находившихся со стороны противника, поднялись две группы немцев общей численностью до взвода и открыли автоматный огонь, пытаясь отрезать работающих на сетке. Дружный огонь нашей засады заставил залечь немцев. Тем временем сержант Сапронов, бросив противотанковую гранату, создал панику в рядах противника.

Так, воюя не числом, а умением, советские саперы приближали освобождениеПолоцка.

Но и после освобождения древнего белорусского города две роты 10-го отдельного батальона электризуемых заграждений остались в нем для выполнения задачи по разминированию объектов города и обеспечению разминирования подвальных помещений и землянок. Первая электророта в составе двух взводов и взвода 165-й роты спецминирования производила работы в Зелёном городке (Боровуха-2 и Боровуха-3). А также проверяла, а по необходимости и разминировала трофейные артиллерийские и инженерные склады. Вторая рота проверяла северную часть Полоцка и аэродром.

В период с 4 по 25 июля 1944 г. батальоном было осмотрено 33,2 км дорог, 7 мостов, 236 зданий, 22 промышленных объекта, 6 госучреждений, 92 землянки и блиндажа. При этом снято и обезврежено 866 противотанковых и противопехотных мин, 57 сюрпризов, 303 авиабомбы. Уничтожено 105 мин, 4 сюрприза, 9 авиабомб.

Лучшие результаты показал взвод младшего лейтенанта Грязнова. Его личным составом снято и обезврежено 267 противотанковых мин, складировано и подорвано 4815 артиллерийских снарядов и мин, обезврежено 261 авиабомба.
В истории батальона отмечена отличная работа старших сержантов Полякова, Шира, Смирнова, рядовых Мельникова, Горбунова и Лисина.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *