Расплата за врачебные ошибки

Главное

Профессиональные ошибки у врача встречаются, как и у представителя любой профессии, однако в силу особенностей профессии его ошибки могут приобретать большое общественное значение. «Не навреди!» — это основной закон медицины, главная заповедь врача, сформулированная еще Гиппократом.

Судом Полоцкого района и г.Полоцка рассмотрено уголовное дело в отношении врачей, по вине которых не было своевременно диагностировано наличие в пищеводе ребенка инородного тела в виде батарейки.
12 августа 2015 года отец двухлетней девочки Жени обнаружил, что в лежавшей на тумбочке упаковке с тремя элементами питания не хватает одного. Он заподозрил, что дочь могла проглотить батарейку (у ребенка была однократная рвота), и сразу же вызвал скорую помощь. Прибывший по вызову фельд­шер принял решение о доставке девочки для диагностического обследования в приемное отделение Полоцкой ЦГБ. В тот день дежурство по приему поступающих в приемное отделение больных хирургического профиля осуществлял 29-летний врач хирургического отделения. Заведующий приемным отделением, являющийся врачом терапевтического профиля, принял решение до прихода дежурного врача-хирурга направить девочку на рентгенологическое исследование области брюшной полости, полагая, что батарейка, в случае, если ребенок ее проглотил, должна уже находиться в желудке. Надо отметить, что отец показал врачу батарейку, аналогичную той, что пропала. Это была батарейка-«таблетка» диаметром 20 мм. Появившийся врач-хирург, изучил уже сделанный снимок, согласно которому инородного тела в желудке и верхнем отделе тонкого кишечника не имелось. В связи с этим отец с девочкой были отпущены домой с рекомендацией обратиться к врачу-педиатру.
В дальнейшем девочка наблюдалась у педиатра с диагнозом ротовирусной инфекции, а 17 августа 2015 года в связи с отсутствием улучшений была направлена в Полоцкую центральную поликлинику на рентгенснимок области грудной клетки с подозрением на острый бронхит, пневмонию. Изучавшая снимок 68-летняя врач-рентгенолог видела пятно округлой формы в проекции верхне-средней части пищевода, однако посчитала, что это может быть медальон, и сделала заключение об отсутствии данных на пневмонию.
Уже 20 августа у ребенка резко ухудшилось состояние здоровья, повысилась температура тела, началась рвота с кровью, в связи с чем была вызвана бригада скорой медицинской помощи и девочку госпитализировали в реанимационное отделение больницы, где при проведении рентгеноскопического обследования у нее в пищеводе была обнаружена батарейка. На следующий день девочка в тяжелом состоянии была транспортирована в Республиканский научно-практический центр детской хирургии, где ей была проведена операция по извлечению батарейки, а затем в связи с возникшими осложнениями, открывшимся кровотечением, пришлось удалить и пищевод. Выяснилось, что также пострадали трахея и аорта, что привело, к сожалению, и к повреждению части головного мозга.
В результате проведенного расследования было установлено ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно­стей врачом-хирургом, который не исключил возможность наличия инородного тела в начальных отделах желудочно-кишечного тракта (глотке и пищеводе), не определил объем рентгенологического обследования совместно с врачом-рентгенологом и необходимость исследования данной области, преждевременно установил, что данных об инородном теле в ЖКТ нет.
Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей имелось и в действиях врача-рентгенолога поликлиники, которая неполно описала рентгенограмму области грудной клетки и дала неполное и неточное заключение, не указав о наличии рентгеноконтраст­ного инородного тела овальной (округлой) формы в проекции верхне-средней части пищевода, не уточнив при этом у матери девочки и у рентгенлаборанта о наличии у пациентки предмета округлой формы на шее и грудной клетке, не выполнила дополнительно рентгенографию грудной клетки в боковой проекции.
Ненадлежащее оказание медицинской помощи малолетней пациентке привело к увеличению длительности травмирующего воздействия инородного тела на окружающие органы и ткани ребенка вплоть до возникновения опасных для жизни осложнений.
Обвиняемые в судебном заседании вину признали полностью. Приговором суда врач-хирург осужден к лишению права заниматься врачебной деятельностью на срок 2 года со штрафом в размере 150 базовых величин, врач-рентгенолог, которая сразу после произошедшего ушла на пенсию, — к штрафу в размере 500 базовых величин. Приговор вступил в законную силу.
Сегодня жизни ребенка угрозы нет, однако ей установлена инвалидность 4-ой степени утраты здоровья (наиболее тяжелая степень с резко выраженными нарушениями функций организма). Как пояснила мама девочки, у дочери наблюдается положительная динамика, однако ей еще предстоит оперативное вмешательство по реконструкции пищевода, длительная реабилитация в связи с повреждением части головного мозга. Родители Жени намерены обратиться в суд и за взысканием расходов на лечение, а также материальной компенсации морального вреда.

О.С.КОЛОСОВА, старший помощник
прокурора Полоцкого района.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *