Полочанка Ирина Зимницкая удостоена звания «Человек года Витебщины-2017»

Люди

Ирина Зимницкая — коренная полочанка, педагог, директор средней школы №16 г.Полоцка, абсолютный победитель областного конкур­са профессионального мастер­ства руководителей учреждений образования «Руководитель года-2016», удостоена звания «Человек года Витебщины-2017»… А еще — личность увлеченная, инициативная и креативная, самодостаточная реалистка и преданный своему делу профессионал, который убежден: любой план должен оставлять место для экспромта!

Десять строчек и вся жизнь
Если коротко, то биография Ирины Зимницкой выглядит так. Родилась в Козьянках, училась в СШ №7, окончила Минский пединститут по специальности «Учитель истории и англий­ского языка», студенткой вышла замуж, родила сына. Приступила к работе, когда малышу было 9 месяцев. Учила юных полочан английскому в СШ №2 и ПГГ №1, трудилась заместителем директора СШ №16 по учебной работе, с августа 2013 года она — директор школы. Разумеется, за этими скупыми строчками — целая жизнь, расцвеченная разными красками и оттенками. Установить в ней строгое расписание, как в школе, не получится: каждый день дарит новые возможности, встречи, открытия, испытания. И тут выбор за тобой — либо ты в гуще событий, либо не у дел. Ирина Алексеевна всегда выбирает действие, так как уверена: «Останавливаться нельзя, иначе тут же отстанешь от жизни. Надо постоянно идти вперед, работать на перспективу».

Из школы… — в школу!
А лентяйкой она никогда и не была. В детстве и корову умела доить, и сено сушила, и в огороде работала, и грибы-ягоды собирала… Во взрослой жизни Ирины Зимницкой тоже есть место и грядкам, и лесным вылазкам, которые теперь всегда в удовольствие, и семейным, домашним заботам. Но, когда она с улыбкой говорит, образно выражаясь, что в школе «живет», — сразу веришь.
О своей «шестнадцатой», о достижениях учеников и педагогов, о новых проектах, насущных делах и любимых традициях — да, впрочем, обо всем, что касается школьной жизни! — Ирина Алексеевна говорит с особой теплотой. В этом ее повествовании столько желания сберечь уникальность атмосферы, которая царит в школьной семье, столько стремления сохранить и развить потенциал педагогов, дать детям все возможности для успешного старта в самостоятельную жизнь… И пусть не обижаются и не ревнуют близкие Ирины Зимницкой, но именно здесь, в школе, ее вотчина, источник внутренней силы, идей и вдохновения, ее русло, в котором она вместе с единомышленниками успешно творит и созидает.
…Нет, это не синдром «отличницы». Ирина Зимницкая таковым никогда не страдала. Но учиться ей всегда нравилось и давалось все как-то легко. А еще очень привлекала внеурочная жизнь. Например, после занятий — скорее в спортзал с одноклассниками, играть в баскетбол. А лыжные прогулки по скверу и в парке возле Кургана Бессмертия! А сбор макулатуры с походами по квартирам! А поездки всем классом на экскурсии — многодневные, на поезде… «В школе мне всегда было хорошо, — вспоминает наша собеседница. — Наверное, потому я сюда вернулась, и вот уже двадцать шесть лет продолжается моя вторая школьная жизнь».

Работа над ошибками  и на перспективу
С возрастом у многих формируется жизненное кредо, прин­цип или «мотиватор», которые, как компас, указывают верный путь, позволяя избегать ошибок. Ирина Зимницкая показывает небольшой листочек:

— Лет пять уже храню на рабочем столе вот это высказывание, которое когда-то досталось мне на одном из педагогических советов: «Оценивайте каждое произносимое слово на правдивость, полезность и доброту. Говорите по сути, ничего лишнего. «Нет» сплетням, лжи и жалобам. Лучше молчите, если нечего сказать». С этим и сверяю свои мысли, слова, поступки. Конечно, не просто всегда быть честной, выполнять обещанное. Но стараюсь держать слово, чего бы это ни стоило.

В настоящее время директор СШ №16 массу усилий прилагает для создания в школе 10-го физико-математического класса. Она убеждает родителей, что время лириков прошло. ХХI — век техники, и «технари» обязательно будут востребованы на рынке труда, смогут обеспечить себе достойное будущее. Верность курса подтверждает и пример ее сына, который окончил энергетический факультет, работает сегодня в столице и успешно себя реализует. А база для открытия такого класса в школе имеется — есть прекрасные педагоги физики и математики. Ирина Зимницкая признается, что намерена реализовать эту мечту, в первую очередь, в интересах ребят: «Это стратегия, наше будущее. Набор в вузы на юридические, экономические специальности уже со­кращается. Зато инженерные специаль­ности в цене. Нам надо быть в тренде, идти вперед, развиваться. И дети, рассуждая на тему «Школа будущего», высказывают очень много здравых мыслей по этому
поводу».

«Здесь есть своя душа»
«Шестнадцатая» — первая в рейтинге среди общеобразовательных школ района. Красивая, оснащенная современной техникой школа, здесь есть около двадцати проекторов, три интерактивные доски и даже мультиборд (девайс последнего поколения оборудования в сфере обучения, иными словами, огромный планшет с начинкой компьютера). В этой школе смело берутся за разработку всевозможных тем, включаются в различные проекты — будь то ресурсосбережение, «перевернутый урок», технология прогнозирования спортивных достижений учащихся или участие в создании обучающих роботов… Поддер­живать в школе такую кипучую жизнь, сообща открывать новые горизонты и добиваться успеха — конечно же, в этом огромная заслуга руководителя. И, хотя Ирина Зимницкая все лавры передает любимому коллективу, каждому ясно, насколько важны для общего дела ее энергия и движущая сила, умение вдохновлять и объединять.
— В жизни не бывает ничего случайного, — рассуждает Ирина Алексеевна. — Все приходит в нужный момент. Успехи, предложения, знания. Многому нынче нас учат сами дети. Они абсолютно другие, не такие, как мы, и даже не такие, как десять лет назад. Надо догонять! Быть интересным для учеников. Иначе в школе будущего тебе не место. Поэтому следует как можно больше общаться с детьми, тем более, что им этого тоже
не хватает.
…1310 — именно столько детей обучаются сегодня в СШ №16. А педагогов трудится 120. И, когда на торжественной линейке, на праздниках первого и по­следнего звонка выпускники скандируют — «Шестнадцатая — самая лучшая!», сердце каждого учащегося, их родителей и учителей переполняют чувства гордо­сти и радости за свою причастность к этой большой дружной школьной семье.
— Хочется сохранить эту замечательную традицию, — признается Ирина Зимницкая. — Поэтому будем вместе мечтать и трудиться, чтобы быть лучшими, и чтобы всегда в нашей школе жила душа.

«Блиц»  для  Ирины  Зимницкой

— Во что Вы играли в детстве?
— В школу играла точно, даже была игрушечная доска с мелом. Играла в куклы, что-то им шила.
— Вы читали «Гарри Поттера»?
— Только первую книгу. Не люблю фантастику, предпочитаю исторические романы.
— Ваши главные учителя в жизни?
— Это мои школьные учителя Алла Леонидовна Табаченко, Валентина Иосифовна Яценко, Галина Семёновна Мурашова и Жанна Ивановна Евсеенко. Они — Учителя с большой буквы.
— Ваша мечта?
— Все мечты о школе. О создании физико-математического класса, об организации мультипрофильного обучения.
— Ваше увлечение?
— Путешествия.
— Самый популярный у Вас интернет-ресурс?
— Сайт Министерства образования.
— В каких социальных сетях Вы зарегистрированы?
— Ни в каких. Это не является для меня жизненной необходимостью. Хотя, возможно, я и отстала в этом вопросе.
— Куда бы Вы отправились на машине времени — в прошлое или будущее?
— В прошлое, куда-нибудь в антич­ную Грецию.
— Чему хотите научиться?
— Более уверенно «общаться» с компьютером, так как это поможет экономить время. А еще было бы здорово выучить китайский язык!
— У Вас есть три желания для золотой рыбки?
— Привыкла жить, исходя из своих возможностей. Никаких заоблачных желаний нет. Единственное, что хотелось бы вернуть то время, когда сын был маленький, чтобы побольше быть с ним рядом. Конечно, желаю здоровья и благополучия всем своим родным и дорогим, в первую очередь — маме.