Обязан ли покупатель платить за разбитый товар

Горячая линия

«Обязан ли покупатель платить за разбитый товар. Вопрос возник из-за боязни оказаться в неловком положении. 

Дело в том, что я постоянно покупаю детское питание в стеклянных баночках в магазинах «Дионис» (ул.П.Бровки), «Евроопт» (ул.Октябрьская). На витрину баночки выставлены таким образом, что крышечка верхней баночки упирается в верхнюю полку и надо приложить усилия, чтобы ее оттуда извлечь. При этом боишься, что упадут и разобьются баночки, находящиеся по обе стороны от той, которую тянешь». Е.И.Дроздовская.

Как проинформировал заместитель председателя Полоцкого райисполкома А.А.КОЛОДЫНСКИЙ, разбитый товар следует рассматривать как причинение ущерба в результате уничтожения имущества продавца до заключения договора розничной купли-продажи товара, его оплаты и передачи в собственность покупателю.


В соответствии с п.1 ст.933 Гражданского кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако в соответствии с п.2 ст.933 ГК лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред возник не по его вине.

Соответственно, покупатель, который повредил товар (например, разбил банку), обязан возместить собственнику причиненный вред при наличии вины. Это касается тех случаев, когда покупатель неаккуратно обращался с товаром, пытался использовать его не по назначению при осмотре. Однако вина покупателя будет отсутствовать, если он докажет, что ситуацию спровоцировал именно торговый объект (установлены узкие проходы, которые не соответствуют нормам, товар выставлен на стеллажах неустойчиво).
Если покупатель признает свою вину, он может оплатить поврежденный или уничтоженный товар на месте в добровольном внесудебном порядке. В ином случае оплачивать товар он не обязан. Заставить покупателя оплатить товар на месте продавец не вправе. Возложить на покупателя обязанность возместить причиненный ущерб может только суд при наличии доказанной вины.