Поздравляем военнослужащих и ветеранов пограничной службы с профессио­нальным праздником

Важное

Николай и Ольга Купцовы — основатели динас­тии пограничников.

А началось все… с любви к животным. Любовь эта из детства. И у Николая, и у Ольги. Она и привела их в Витебскую академию ветеринарной медицины. За плечами Николая уже был Климовичский совхоз-техникум, который он окончил в 1984 г. по специальности «Ветеринарный фельдшер», служба в рядах военизированной пожарной охраны в Моск­ве. Так что студентом он стал, пройдя уже испытания огнем, приобретя жизненный опыт и закалив характер. А свою будущую половину парень заметил во время празднования Дня Октябрьской революции: вместе шли в колонне студентов-демонстрантов. Заметил и не выпускал из виду. Через год, в 1989-м, расписались. Тогда он уже был слушателем Московской ветеринарной Академии им. К.И.Скрябина.

— Я целенаправленно выбрал военно-ветеринарный факультет этого вуза, — вспоминает Николай Владимирович. — На 3-м курсе Витебской ветакадемии прошел отбор, к слову, было 25 человек на место. Так осуществилась моя детская мечта — стать военным ветврачом. Перед окончанием учебы нас распределяли по всем родам войск, в том числе в пограничные. У меня был выбор — Таджикистан, Казахстан или Россия.

Он выбрал Таджикистан, Восточный пограничный округ, должность начальника военно-ветеринарной службы Мургабского пограничного отряда. Восточный Памир. Погранотряд расположен на высоте 3600 м над уровнем моря. Граница справа — Афганистан, слева — Китай. Суровая природа. С сентября до мая температура воздуха опускалась до -40 градусов. Начало 90-х — время непростое. Нередко пограничники задерживали нарушителей рубежей Советского Союза. Помогали и местные жители,  чужого человека они определяли с одного взгляда… Пограничники тоже не оставались перед ними в долгу. А уж ветврач у местного населения был особенно востребованным: домашние животные нередко болели.

— В марте 1993 года меня перевели для дальнейшей службы в Полоцкий пограничный отряд, — рассказывает Николай Купцов. — Сколько было радости! Увидеть жену, уже годовалую дочку Настю, почувствовать семью… Да и новый отряд, новая служба — все это вызывало интерес и желание работать…

Николай Владимирович был назначен начальником службы кинологии. Более того, эта структура только создавалась. Надо было обучать специалистов-кинологов, закупать собак и заниматься их дрессировкой. Ведь при поиске и задержании нарушителей границы, как правило, на первое место выдвигается работа «четвероногих спецназовцев». Они должны взять след, вес­ти преследование, причем чаще всего не один километр, задержать нарушителя. Поиск наркотиков и боеприпасов с помощью служебных собак, беспрерывные тренировки и оттачивание навыков — все это было…

И есть. У истоков этой службы в отряде и стоял подполковник Николай Купцов. Позже он назначался на различные должности. И на любой нес службу со всей ответственностью и знанием дела. Дважды по результатам работы признавался лучшим специалистом службы планирования организационной деятельности материально-технического обеспечения в органах погранслужбы. Медали «За безупречную службу» III степени, «За заслуги» и ряд юбилейных наград — достойная оценка для офицера.

В феврале 2012 г. Николай Владимирович Купцов был уволен в запас. Однако продолжает работу в службе планирования организационной деятельности МТО. Всегда рядом — и в отряде, и дома — жена Ольга. С 1994 года она работает бухгалтером вещевой службы. Супруги положили начало пограничной династии. Выросло второе поколение Купцовых-пограничников. В семье трое детей — Анастасия, Владимир и Алексей. Оба сына окончили Витебское кадетское училище и пошли по стопам родителей. Владимир сейчас старший лейтенант, служит в Минске. В прошлом году стал лучшим командиром роты органов пограничной службы республики. Алексей обучается в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники в интересах органов пограничной службы Республики Беларусь. У Купцовых уже две внучки и два внука. «Хотим, чтобы внуки были продолжателями семейной традиции, — говорят супруги. — Пограничная служба — это судьба. Но, конечно, все будет зависеть от их выбора. А мы поможем».