Полоцкий археолог Алексей Коц рассказал о исследованиях на территории монастыря

Актуальное Общество

Ежегодно в последнее воскресенье января ученые, исследователи и преподаватели Беларуси отмечают свой профессиональный праздник — День белорусской науки.

Давайте вместе на секунду задумаемся и попытаемся вспомнить, свои увлечения лет эдак в 13? Катание на велосипеде, поделки, танцы. Признаюсь честно: о том, что в таком юном возрасте можно увлечься археологическими раскопками, подумать я уж точно не могла. А у героя публикации было все иначе.
В 2002 году Алексей увидел объявление о том, что требуются волонтеры для работы на историческом объекте, и, как говорится, не смог пройти мимо:
— Начал участвовать в раскопках будучи школьником. И вот уже на протяжении 16 лет каждый год приобщаюсь к этому необыкновенно увле­кательному делу. Поначалу как волонтер, затем как студент, а теперь — будучи руководителем.


В Беларуси лишь около 70-80 человек имеют право получать разрешение на проведение археологических раскопок. Алексей Коц — белорусский археолог, старший преподаватель кафедры истории и туризма ПГУ — один из них.
Практика показала, что объем изу­ченного материала по полоцкой археологии едва ли может вписаться в 5% от возможного. С 2000 года Полоцкий госуниверситет систематически организует раскопки. Каждая из них приносит новые уникальные находки. Еще много белых пятен предстоит заполнить в истории районов Задвинье, Экимань, Заполотье, слабо исследован Верхний замок.

Но самый удивительный объект, который с каждым годом одаривает полоцких ученых находками, — Спасо-Преображенский храм, построенный по заказу Евфросиньи Полоцкой — один из самых древних в Восточной Европе.


— Наши исследования показали, что храм выглядел совсем иначе по сравнению с тем, что представлялось до этого, — рассказывает Алексей. — Там с северной и южной сторон были галереи, на месте входа — экзонартекс, а к нему примыкал притвор. То есть храм был гораздо больше, чем сейчас. До сих пор о каких-то конструктивных элементах, которые примыкали к храму, не было известно.
Но самой невероятной находкой 2018 года было открытие подземного храма, предназначенного для погребения высокопоставленного, значимого для самой Преподобной человека. Эта археологическая сенсация в самом древнем белорусском городе, по мнению ученых, может быть не чем иным, как местом захоронения отца Евфросинии Полоцкой, сына Всеслава Чародея.

Исследования на территории монастыря идут третий сезон. До 2015 года раскопки вокруг Спасо-Преображенского храма не велись. С началом раскопок первоначальное представление о храме кардинально изменилось. И теперь известно, что задумка Евфросинии была иной.

Открытием стали археологические находки древней штукатурки с фресковой живописью. Это те же фрески, которыми были богато расписаны стены галерей. Ее фрагменты, отслоившись, попали в землю и спустя века стали археологической находкой.


— Мы работаем над тем, чтобы максимально собрать все фрагменты, вплоть до крохотных, меньше ногтя мизинца, обработать и подготовить к хранению, — поделился Алексей Коц. — За 2017 год выявлено более 10 тыс. фрагментов. Есть и такие, на которых просматриваются части лица, надписи. Уверены, что собрать цельное изображение вполне реально.

Огромное уникальное полотно полоцкой археологии еще предстоит расшить яркими нитями археологических находок наших исследователей. Канва готова, впереди — невероятные открытия, которые еще не раз докажут, что наши дети когда-то будут учиться по совершенно другим учебникам истории, которые поведают им тайны, неизвестные нам доселе.