Аварии и несчастные случаи на лифтах и ГПМ

Общество

Информация о несчастных случаях на лифтах

В течение 2018 года произошло 2 несчастных случая, связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов (лифтов) в субъектах промышленной безопасности.

3d closed elevator with open door and caution tape

02.04.2018 с работником торгово-производственного комплекса «Великолепный Экспресс» (магазин № 29 ОАО «ДОРОРС») при выполнении загрузки груза в кабину лифта произошел несчастный случай со смертельным исходом. В момент происшествия потерпевший находился в проеме между посадочной остановкой и кабиной лифта, в результате самопроизвольного движения кабины лифта произошло сдавливание человека.

Причины несчастного случая:

лифт эксплуатировался в технически неисправном состоянии (нарушение пунктов 75, 152 Правил по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 01.03.2011 № 18 (далее — Правила);

не проведена регистрация лифта, как потенциально опасного объекта, в территориальном управлении Госпромнадзора (нарушение пункта 62 Правил);

эксплуатация лифта осуществлялась без проведения технического освидетельствования, обслуживания лифта (нарушение пунктов 104, 125 Правил).

09.09.2018 при переходе контролера контрольно-пропускного пункта ОАО «Минскпроектмебель» из торгового зала магазина в подсобное помещение через кабину, выведенного из эксплуатации грузового лифта, в результате падения работника в приямок шахты лифта с уровня первого этажа произошло его травмирование.

Причины несчастного случая:

кабина лифта, выведенного из эксплуатации, использовалась не по назначению, а именно как проход с торгового зала магазина в подсобное помещение (нарушение пункта 75 Правил);

несанкционированное использование неустановленным лицом лифта, выведенного из эксплуатации (нарушение пункта 152 Правил).

Условием, способствовавшим допущенным нарушениям, является ненадлежащий контроль руководителями субъектов за соблюдением требований промышленной безопасности, а также отсутствие должного спроса с подчиненных работников за соблюдение рабочих инструкций.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности» от подведомственных субъектов промышленной безопасности:

обеспечить контроль за регистрацией лифтов, своевременным проведением их технического обслуживания, технического освидетельствования;

в лифтовом хозяйстве которых имеются лифты, выведенные из эксплуатации и находящиеся в неисправном техническом состоянии, провести внеплановые работы по осмотру и ревизии такого лифтового оборудования с целью принятия решения о его замене (модернизации)или демонтаже, а также по исключению возможности несанкционированной эксплуатации таких лифтов;

принятия исчерпывающих мер по выполнению требования подпункта 5.5 пункта 5 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 о необходимости замены (модернизации) в срок до 15 февраля 2020 г лифтов, отработавших нормативный срок службы.

Информация об авариях, инцидентах, несчастных случаях с ГПМ

в Республике Беларусь в 2018 году

 15.01.2018 в 9 часов 7 минут на сильвинитовой обогатительной фабрике (СОФ) 4-го РУ ОАО «Беларуськалий» (главная технологическая эстакада трубопроводов) при подъеме автомобильным краном КС-55727-1 (владелец — ООО «Сотранс») металлических связей общим весом около 150 кг произошло зацепление груза за конструкции эстакады, обрыв текстильного ленточного стропа, с использованием которого производился подъем груза, из-за возникшего при этом превышенияпредельно допустимого значения разрывного усилия стропа. В результатепоследовавшего падения с высоты около 6 метров металлических связейбыли причинены травмы монтажнику технологического оборудованияи связанных с ним конструкций ООО «Пассат», выполнявшему в опаснойзоне работы крана операции по подготовке к монтажу оборудования,не связанные с подъемом груза.

07.02.2018 в 23 часа 45 минут на строительном объекте «Жилойкомплекс повышенной этажности со встроенными помещениямипо ул. Правды, 2-ая очередь» в г. Витебске произошел несчастный случайпри выполнении работ по монтажу вентиляционного блока, которыйв нарушение технологии строительства опускался с использованиембашенного крана QTZ 80КС (принадлежащего структурномуподразделению «Строительное управление № 232» ОАО «Жилстрой»,г. Витебск) с 13-го на 4-ый этаж через технологические отверстияв междуэтажных перекрытиях. При этом, в нарушение схемы строповки,было применено большое количество наращиваемых строп. В результатеразъединения строп произошло падение вентиляционного блока, которымбыл травмирован бетонщик СП «Строительное управление №232»ОАО «Жилстрой», находившийся на уровне 6-го этажа строящегосяздания.

19.02.2018 в 15 часов 40 минут на заготовительно-механическомучастке цеха производства подвижного состава Совместного закрытогоакционерного общество «Могилевский вагоностроительный завод» привыполнении технологической операции по перемещению листа металла(длина 6 м), строповка которого была произведена без соблюденияуказанной в технологическом процессе схемы, произошло изгибаниелиста металла и соскальзывание одного из захватов съемногогрузозахватного приспособления 2СЦ-2,8Т/2000, приведшее к падениюлиста металла. При падении лист металла задел электросварщика(смежная профессия стропальщик), нанеся ему тяжелую травму.23.03.2018 в 9 часов 40 минут в цехе кузнечно-прессовогопроизводства ОАО «Белкард» (г. Гродно) при выгрузке облоя (отходыкузнечно-прессового производства) из металлической тары в кузовавтомобиля МАЗ с использованием мостового крана КМ-10 произошел

несчастный случай с грузчиком-стропальщиком транспортного цеха.При опрокидывании металлической тары с загруженным в нее облоемобщим весом около 3,5 тонн произошел удар впередний борт кузоваавтомобиля, в результате чего автомобиль пришел в движение, двигательзавелся, а перемещающейся вдоль кузова тарой был тяжело травмированнаходящийся в кузове грузчик-стропальщик.

29.04.2018 в 14 часов 50 минут произошел несчастный случай,приведший к тяжелой производственной травме арматурщика общества с ограниченной ответственностью «Паритекс» (г. Минск), который без согласования с производителями работ перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана с целью забрать заготовленную ранее арматуру, которая находилась на бетонной плите возле строящегося здания. В это время машинист крана, осуществив с помощью крана подачу утеплителя на уровень 14-го этажа возводимого здания, производил подъем освобожденной от груза крюковой подвески с 2-ветвевым стропом, одна из ветвей которого зацепилась за поддон с утеплителем, что привело к падению пачки утеплителя на арматурщика, находившегося в зоне производства работ краном.

18.06.2018 в 9 часов 00 минут на объекте «Многофункциональный комплекс в границах просп. Победителей – ул. Ратомской (Браславской) – ул. Тимирязева в г. Минске. Жилой дом № 11 2-ая очередь строительства» тяжело травмирован стропальщик ООО «ТАПАС ПЛЮС», производивший на высотной отметке около 12 метров работы по установке арматурных штырей в технологические отверстия внутренних стен лифтовой шахты с рабочей площадки, подвешенной на крюк башенного крана и находящейся во время выполнения работ выше уровня технологических отверстий. Не удержавшись на поверхности рабочей площадки, стропальщик упал в шахту лифта, получив при этом многочисленные травмы.

20.06.2018 в 12 часов 00 минут после демонтажа и замены погружного насоса при подготовке к монтажу последней секции водоподъемной трубы с крепящимся к ее верху оголовком, подвешенных

на крюк автомобильного крана КС-3577-4 и подведенных к месту выполнения работ, произошел обрыв и падение оголовка. При падении оголовка с восьмиметровой высоты был тяжело травмирован электрогазосварщик ПК имени В.И. Кремко (Гродненский район), находившийся в опасной зоне работы крана и производивший в этот момент осмотр фланца водоподъемной трубы в колодце артезианской скважины.

29.06.2018 в 16 часов 10 минут на строительном объекте«Строительствожилогорайонасинженерно-транспортнойинфраструктурой и объектами социально гарантированного обслуживания

населения в деревне Копище Боровлянского сельсовета Минского района. Микрорайон № 11.5 очередь строительства. Жилой дом № 11.5 по генплану» при производстве работ по монтажу башенного крана КБ – 405.1А, принадлежащего ОАО «122 УНМР», г. Минск, в результате нарушения указаний инструкции по монтажу крана произошел подхват грузовым канатом и сбрасывание датчика угла подъема стрелы (вес около 7 кг) с площадки обслуживания (отметка 36 метров). Упавшим датчиком был смертельно травмирован монтажник строительных машин и механизмов ОАО «122 УНРМ».

09.07.2018 в 13 часов 20 минут на объекте строительства«Реконструкция участка тепловой сети от ТК-1 до ЦТП-1 по бульваруНепокоренных в г. Могилеве» при перемещении щита опалубкистреловым самоходным краном КС-55727-7, принадлежащим филиалу«Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» республиканскогоунитарного предприятия «Белэнергострой» концерна «Белэнерго»,г. Могилев, строповка которого была произведена не имеющим профессии«стропальщик» работником с использованием неисправного 4-х ветвевогостропа (отсутствие замков на крюках), произошло расцепление крюкас грузом и его падение на находящегося в опасной зоне монтажникатехнологического оборудования, получившего тяжелые травмы.При расследовании указанного несчастного случая такжеустановлено, что автомобильный кран КС-55727-7 находился

в неисправном состоянии, его эксплуатация запрещена в 2017 году по причине не проведения полного технического освидетельствования.

10.08.2018 в 11 часов 50 минут произошел несчастный случай со смертельным исходом при выполнении работ по замене глубинного насоса в скважине, принадлежащей УСП «Совхоз «Порозовский». Работы выполнялись силами Свислочского районного предприятия ЖКХ (Гродненская область, Свислочский район, г. Свислочь). После выполнения первого этапа подъема водоподъемной трубы автомобильным краном КС-3579-8 (грузоподъемность 15 тонн), слесари приступили к установке фиксирующего хомута для последующей разборки муфтового соединения труб. В ходе выполнения указанных работ с верха поднятой трубы оборвался и упал оголовок на производившего установку хомута слесаря Свислочского районного предприятия ЖКХ, в результате чего последнему были причинены травмы, несовместимые с жизнью.

13.08.2018 в 14 часов 16 минут в филиале «Брестгрузтранслогистик» РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» козловым краном КК-35К при производстве работ по выгрузке из кузова автомашины элементов крана весом 5,2 тонны при натяжении строп произошло смещение груза в сторону заднего борта автомашины, где находился механизатор комплексной бригады (стропальщик), в результате чего тот получил травму ноги.

21.08.2018 на строительном объекте «Петриковский горно-обогатительный комплекс. Вторая очередь» при выгрузке автомобильнымкраном КС-55727-7 металлоконструкций (ферм) с автомобильногополуприцепа,послестроповкиивыгрузкикраномчастиметаллоконструкций, произошло падение оставшихся в полуприцепе ферм, которые вытолкнули плотника (не обученного профессиистропальщик) филиала № 2 ООО «Пассат» (г. Солигорск) через борткузова на бетонные плиты. В результате падения рабочий получилтравмы.

31.08.2018 в 16 часов 40 минут на производственной площадкеООО «Классик систем», Минский район, при погрузке на грузовой автомобиль башенным грузоподъемным краном КБМ-401П пакета

с деревянными поддонами, поднимаемый пакет краем зацепился за стойку борта автомобиля, что вызвало падение части поддонов на стоявшего в опасной зоне в непосредственной близости от места погрузки подсобного рабочего, в результате чего последний был тяжело

травмирован.

07.09.2018 в 10 часов 25 минут на прессовом участке рамно-прессового цеха ОАО «МЗКТ» при подъеме с использованием мостового крана штампа (вес 5,7 тонны), застропленного 2-х ветвевым цепным стропом (грузоподъемность 2000 кг), в результате превышения грузоподъемности в сочетании с возникшей при этом изгибающей нагрузкой на звено стропа (вследствие неверно выбранного стропа) произошел разрыв звена цепи одной из ветвей стропа, вследствие чегогруз упал с высоты около 0,5 м, причинив травму ноги находящемуся рядом с перемещаемым грузом стропальщику.

27.09.2018 в 08 часов 17 минут на производственной базе №2 ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с опытным производством» (Солигорский район) при подготовке к строповке пакета проводников (стальные балки длиной около 12 метров, общим весом около 1,1 тонны) для последующего перемещения с использованием мостового крана КМ-10С-22,5, во время попытки завести текстильный строп под уложенный на деревянные подкладки пакет проводников,

произошло разрушение деревянной подкладки и последующее выпадение из пакета одного проводника. В результате выпавшим из пакета проводником был травмирован (получил травму ноги) подсобный рабочий, производивший работы по строповке.

25.10.2018 в 11 часов 30 минут на строительном объекте «Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Установка производства водорода» ОАО «Мозырский НПЗ» при перемещении к месту монтажа металлической балки длиной 3,5 м с использованием автомобильного крана КТА-18, принадлежащего Мозырскому монтажному управлению ОАО «Гомельтехмонтаж», в результате нарушения схемы строповкипроизошло выскальзывание балки из текстильного стропа, с помощью

которого она была застроплена на крюк крана, и падение с высоты около 3 метров на монтажника.

04.12.2018 в 14 часов 30 минут на механическом участкекапитального ремонта оборудования и гидроаппаратуры ремонтно-механического цеха ОАО «Минский завод шестерен» при подъемес использованием мостового крана переднего фланца муфты МКП – 2500(вес 3,82 тонны), застропленного «на удавку» 2-х петлевым канатнымстропом (грузоподъемность 1,0 т), произошел разрыв стропа и падениегруза, при этом получил тяжелую травму токарь ремонтно-механического

цеха (смежная профессия — стропальщик), выполнивший строповкуданного груза.

Аварии:

02.04.2018 в 00 часов 20 минут на нижнем грузовом причале филиала РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Мозырь вследствие шквалистого усиления ветра (до 17 м/с) сорвало с захватов и опрокинуло грузоподъемный портальный кран КПП 10/12,5/-30-10,5-К, который в результате падения получил значительные повреждения. Пострадавших нет. Техническими причинами аварии являются:

— не закрепление крана противоугонными захватами надлежащим образом;

— неисправность имеющихся тормозов механизма передвижения портального крана, отсутствие двух тормозов (из четырех) механизма передвижения крана;

— неудовлетворительное состояние подкранового пути (уклон пути, превышающий допустимые нормы, частично оборванное до аварии крепление тупиковых упоров, наличие сыпучих грузов на одной из ниток подкранового пути).

Инциденты:

09.01.2018 на строительном объекте «Жилой дом 18а в микрорайоне 15 г. Речица» при разгрузке из кузова полуприцепа седельного тягача арматурных каркасов с использованием автомобильного крана КС-55727-7, грузоподъемность – 25 тонн, принадлежащим УП «СветлСпецТехника» (г. Светлогорск), произошло опрокидывание крана. По результатам технического расследования причин указанного инцидента установлено, что опрокидывание крана произошло в результате более чем двукратного превышения паспортной грузоподъемности на используемом при работе крана вылете, что стало возможным вследствие преднамеренно отключенного ограничителя нагрузки крана ОНК-160С.

18.07.2018 в 11 часов 00 минут на строительном объекте «Мост через р. Каменка на км 42+415 а/д Р-115 Витебск-Городок (до а/д М-8/Е95)» при перестановке компрессорного оборудования массой около 1600 кг с использованием автомобильного крана КС-4561АМ грузоподъемностью 16 тонн, принадлежащего филиалу «Мостоотряд № 425» ОАО «Мостострой», произошло опрокидывание крана и падение его с моста. По результатам технического расследования причин указанного инцидента установлено, что потеря устойчивости крана произошла в результате интенсивной ветровой нагрузки, от воздействия которойстрела крана с подвешенным грузом начала раскачиваться и одновременно при неисправном тормозе механизма поворота крана развернулась перпендикулярно продольной оси крана – в положение наименьшей устойчивости. В результате указанных неконтролируемых перемещений стрелы и груза возник маховый момент, вызвавший опрокидывание крана. Техническими причинами инцидента явились:

— несоблюдение указаний руководства по эксплуатации автомобильного крана;

— неисправность тормоза механизма поворота поворотной платформы;

— производство работ без установки крана на выносные опоры.

11.12.2018 в 11 часов 55 минут на площадке строительства Белорусской АЭС в г. Островец Гродненской области после установки автомобильного крана КС-64713 (владелец крана – филиал «СУ № 158» ОАО «Строительный трест № 8», г. Брест) машинист крана производил выдвижение секций стрелы к месту нахождения груза. При выдвижении секций стрелы произошло проседание грунта под задней левой опорой с последующей потерей устойчивости и опрокидыванием крана.

Согласно материалам расследования, причиной инцидента явилась установка крана на неподготовленной площадке без учета категории и характера грунта. При этом проект производства работ автомобильным краном на объекте строительства, разработан без учета несущей способности грунта для установления типа подкладок под выносные опоры. В соответствии с актом технического расследования причин инцидента, работниками, допустившими нарушения требований актов законодательства в области промышленной безопасности, повлекшие возникновение инцидента, являются должностные лица организации, эксплуатирующей кран, ответственные за осуществление

производственного контроля и безопасное производство работ кранами, а также машинист автомобильного крана, выполнивший установку крана на насыпном и не утрамбованном грунте.

Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, в ходе доведения настоящей информации о причинах и последствиях происшедших чрезвычайных происшествий, а также при проведении инструктажей с указанными работниками считаем целесообразным акцентировать внимание на следующих ограничениях:

СТРОПАЛЬЩИКУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— привлекать к строповке груза лиц, не имеющих профессии стропальщика;

— передавать другим лицам радиопереговорные устройства для передачи сигналов крановщику;

— применять неисправные, немаркированные грузозахватные приспособления и тару;

— производить строповку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана;

— выполнять обвязку и зацепку груза с нарушением схем строповки;

— применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки изделия и материалы (ломы, штыри, проволоку и др.);

— производить строповку груза, защемленного, прилипшего, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, залитого бетоном и т.п.;

— вытягивать стропы из-под груза после расстроповки (кроме случаев, предусмотренных технологическими регламентами) с применением грузоподъемных кранов;

— освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.д.);

— подавать команду машинисту крана на подъем и перемещение груза краном при нахождении людей в опасной зоне от перемещаемого груза;

— находиться на грузе во время его подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

— находиться самому под поднятым грузом;

— находиться в кузове автомашины при подъеме и опускании грузов в кузов;

— подавать команду машинисту крана на подъем и опускание груза в кузов автомобиля при нахождении водителя транспортного средства или других лиц в кабине;

— сопровождать груз без применения соответствующих приспособлений (оттяжки, багры), производить выравнивание равновесия груза собственной массой;

— находиться в зонах движущихся частей крана (противовеса, поворотной платформы), во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана.

МАШИНИСТУ КРАНА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— работать на кране с неисправными приборами безопасности, на неисправных подкрановых путях;

— намеренно выводить из действия приборы безопасности;

— использовать концевые выключатели в качестве рабочих органов для отключения механизмов;

— применять неисправные, немаркированные съемные грузозахватные приспособления и тару;

— осуществлять подъем и перемещение груза, строповка которого произведена работником, не имеющим удостоверения на правообслуживания грузоподъемных кранов по профессии «стропальщик»;

— перемещать или кантовать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана, а также строповка которого выполнена с нарушением схем строповки;

— поднимать груз с находящимися на нем людьми, перемещать груз над людьми;

— производить подъем и опускание грузов в кузов автомашины, полувагон при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины, полувагоне;

— производить подъем, перемещение и опускание грузов при нахождении людей между перемещаемым грузом и оборудованием, при нахождении в зоне работы крана посторонних людей, не связанных с производством работ краном;

— производить работы краном на расстоянии менее 30 метров от воздушной линии электропередачи без наряда-допуска;

— устанавливать кран под действующей линией электропередачи без ее отключения;

— устанавливать кран на не подготовленной площадке (свеженасыпанном не утрамбованном грунте, на краю откоса котлована, канавы, при уклоне площадки свыше установленного в эксплуатационной документации).

В целях недопущения аварий и инцидентов, во избежание производственного травматизма, предлагаем довести до заинтересованных лих данную информацию.

 

Фото носят иллюстративный характер.