Что изменилось в Правилах дорожного движения?

Главное

В октябре 2014 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ №483 «О некоторых изменениях и дополнениях в Правила дорожного движения». Поправки вступили в силу 16 января 2015 года. Всего редакции подверглись около 20 пунктов. Все они переписывались ради того, чтобы белорусские ПДД соответствовали Техническому регламенту Таможенного союза.

2IMG_1037Что нового принесли измененные Правила дорожного движения, накануне единого дня безопасности дорожного движения под девизом «В новый год — по новым правилам», который проводится сегодня в республике, мы попросили рассказать старшего госавтоинспектора МО ГАИ (по обслуживанию г.г.Полоцка, Новополоцка и Полоцкого района) УВД Витебского облисполкома Сергея Васильевича Минёнка.

Зимние шины

Со вступлением Указа в законную силу стало обязательным в период с 1 декабря по 1 марта использовать зимние шины на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны, в легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 тонны, автобусах массой до 5 тонн. В бывших Правилах такая «переобувка» носила рекомендательный характер (как, впрочем, и использование детских автокресел). Именно такой срок установили в ПДД в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. Остаточная высота рисунка протектора шин должна быть не менее 4 мм. Зимние шины устанавливаются на всех колесах.

Многим автомобилистам может показаться, что покупка комплекта зимних шин — непозволительная роскошь. С другой стороны, из-за увеличенного тормозного пути на летних шинах можно разбить и свою, и чужую машину. А это уже совсем другие деньги, да и риск для собственного здоровья.

За неиспользование зимних шин штраф составляет 0,5 базовой величины.

Детские автокресла обязательны!

Установлена обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств (автокресел, бустеров, специальных подушек для сидения или иных приспособлений), которые позволяют безопасно пристегнуть ребенка при помощи стандартного ремня безопасности. Исключениями являются случаи, когда рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в такси. При этом диагональный ремень безопасности должен фиксировать ребенка правильно: проходить через плечо и грудную клетку и не соскальзывать на шею.

В Правилах дорожного движения упоминаются и условия, при которых маленьких детей возможно перевозить на переднем сиденье автомобиля: в специальном кресле, соответствующем весу и росту ребенка, если оно развернуто спинкой к лобовому стеклу машины и при этом отключена или отсут­ствует подушка безопасности. Причем такая стандартная европейская практика действует уже давно.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения обосновывают нововведение такими фактами: детские автокресла снижают смертность в ДТП на 71% среди младенцев и на 45% — среди детей старшего возраста. Если раньше Правилами дорожного движения разрешалось взрослому пассажиру, пристегнутому ремнем безопасности, перевозить ребенка на руках, теперь такого пункта в правилах нет, поскольку при резком торможении вес ребенка возрастает почти в 30 раз, и взрослый при всем своем старании просто не сможет обеспечить его безопасность.

Сроки обучения увеличились

По новым правилам увеличились сроки обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механиче­ских транспортных средств категории «В» с 40 до 50 часов.

Новшества в дорожной разметке

Благодаря интенсивному развитию велосипедного движения в Беларуси, введены новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов — обозначения велодорожек и направления движения велосипедистов, а также для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией. Такое уже существовало на практике, но только в качестве эксперимента.

Кроме того, к элементам дороги стали относиться посадочные площадки и островки безопасности, которые расположены на проезжей части. Это позволит распространить на указанные сооружения обязанность владельцев дорог по их содержанию в безопасном для движения состоянии.

О тонировании ветровых стекол

С 75% до 70% изменилась также минимальная степень светопропускания для ветрового стекла транспортного средства, при которой допускается участие автомашины в дорожном движении.

— Сергей Васильевич, эти новшества являются кардинальными, а какие уточняют действующие Правила?

— Например, ранее, согласно пункту 9.1, водителю было необходимо остановиться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде. Кроме того, для осуществления возложенных на них функций автомобиль могли остановить ряд должностных лиц: Следст­венного комитета, органов внутренних дел, государственной охраны, инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции.

Теперь при необходимости, связанной с выполнением возложенных функций, вашу машину может остановить и государственная лесная охрана. При этом ее сотрудники, как это было ранее указано в отношении работников других ведомств, должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). В темное время суток вне населенного пункта рядом должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Раньше водителю запрещалось участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями, ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее. Теперь пункт 10.3 дополнен: быть участником дорожного движения будет нельзя, в том числе, если конструкция и техническое состояние вашего транспортного средства не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошло государ­ственные технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.

Согласно пункту 116, при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен был снизить скорость вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.

Теперь, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель должен будет двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.

В пункте 43 Правил ДД говорилось, что если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, то действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них были аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39. Теперь пункт дополнился двумя абзацами. Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигнала такого светофора распространяется и на велосипедистов. При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного.

Спорные ситуации

— Коснулись ли изменения в ПДД спорных ситуаций на дороге?

— Коснулись. Так, согласно новой трактовке, обгон по-прежнему запрещен в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1, но дальше появилась новинка — «за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч».

Иными словами, медленно движущийся автомобиль или сельскохозяйственную технику можно обгонять даже под знаком. А вот в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью даже «черепах» обгонять нельзя — существует риск попасть в лобовое столкновение.

Новые правила также запрещают стоянку во дворах и жилых зонах грузовых автомобилей. Если раньше это распространялось на автомобили с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, то сейчас никакой грузовик парковаться во дворе не может.

Есть изменения и в других положениях Правил.

Людмила КОЛОСОВА.

Фото Андрея МАРЦИНКЕВИЧА.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *