Органная музыка в исполнении полочанки Ксении Погорелой совсем недавно звучала в Соборе Парижской Богоматери.
За время своего существования орган Собора Нотр Дам де Пари неоднократно достраивался и реконструировался. В 1864- 67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил его полную перестройку. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. В настоящее время это самый большой по числу регистров орган Франции. Сыграть на нем в величественном и прекрасном Нотр Дам де Пари! Об этом мечтают многие органисты международного уровня. Отбор ведет организация духовной музыки Нотр Дам де Пари.
Ксения Погорелая, органистка Софийского собора, лауреат международного конкурса, Почетный гражданин города Полоцка, к поездке готовилась четыре года, отправила соответствующую заявку с программой, записями. В прошлом году пришло приглашение. И вот, 19 сентября состоялось выступление.
— У органа очень мощное звучание, — рассказывает Ксения Максимовна, — но в огромном помещении звук рассеивается… На моем концерте было больше тысячи человек — и это при том, что собор не был заполнен… Учитывая, что Париж — это огромный туристический центр, и Нотр Дам де Пари — одна из наиболее посещаемых достопримечательностей, я постаралась подобрать разнообразную программу. Была музыка XVII века анонимного испанского автора, был Бах, была романтическая музыка — английская и французская, в частности — Луи Вьерна, которая звучит фантастически, ведь написана она именно для этого органа.
Наверняка, на сегодняшний день Ксения Погорелая — единственная белорусская органистка, которой посчастливилось играть в Нотр Дам де Пари. А вот в качестве слушателей и на ее концерте земляки присутствовали. И белорусская музыка тоже была исполнена — Ксения Максимовна сыграла «Молитву» Анны Короткиной из органного цикла «Фрески», которая прозвучала так же великолепно.
…Насколько дорог такой опыт? Чем может обогатить душу музыканта? «Удивительное соприкосновение с уникальным дарит ни с чем не сравнимые впечатления, — призналась Ксения Погорелая. — Таких моментов было немного. Например, однажды я играла Баха на инструменте, который создан в его время, — это было в Дрездене… Эмоции непередаваемые! А теперь очень рада, что моя встреча, общение с органом Собора Нотр Дам де Пари состоялась».
От имени всех поклонников творчества Ксении Погорелой пожелаем ей новых чудесных встреч!