Интервью с руководителем полоцкого Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра «Пилигрим» Верой Киселёвой

Культура

Скоро начнется новый театральный сезон. Накануне этого события мы встретились с руководителем Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра «Пилигрим» Верой Киселёвой и задали ей ряд вопросов о деятельности творческого коллектива, достижениях и перспективах развития театра.

img_0234— На прошедшем в Полоцке заседании Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь прозвучала мысль о создании в Полоцке профессионального драматического театра. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы, насколько это реально?
— Полоцк — особенный город с богатейшим культурным наследием. Первая культурная столица страны, обладая большим историческим, территориальным и культурологическим потенциалом, имеет все основания для того, чтобы в городе был свой театр. Город, принимая гостей, предоставляет им возможность познакомиться не только с прошлым, но и с традициями, и с культурными достижениями дня сегодняшнего. Театр «Пилигрим» — один из признанных и ведущих коллективов в Беларуси. Через два года ему — 70 лет. Но биография театра началась раньше, в начале ХХ века. И этому есть подтверждения. В истории развития культуры нашего города театр всегда занимал и занимает особое место.
Я верю в силу этого города, в его неповторимость, в то, что Полоцк, несмотря ни на что, всегда будет тем местом, где понятие «духовность» не просто красивое слово.
Великолепна идея создания в Полоцке первого в Витебской области профессионального регионального театра. Попытки создать его предпринимаются уже на протяжении многих лет. Но инициативы полочан и Министерства культуры оказались недостаточными для принятия положительного решения. В чем причина? Их две. Для создания профессионального театра необходима, прежде всего, база — сцена. И не только. В отношении театра, да и культуры в целом применяются такие слова как «рентабельность», «экономиче­ские условия». Но давайте обратимся к истории.
1946 год. Минск. Открывается театрально-художественный институт. Объявляется первый набор на актерское отделение. 1954 год. Полоцк. Всего девять лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Полоцке открывается городской Дом культуры! Экономические условия в государстве в то время явно не были благоприятными для строительства здания, которое и сегодня остается одним из центральных учреждений культуры города. Послевоенная разруха. Люди, пережившие войну, находились в тяжелейших условиях. Но во всем чувствовалась жизненная потребность в восстановлении внутренних душевных сил, в возможности через сцену объединиться в горе и в радости. И послевоенное поколение сумело вырастить достойную смену, благодаря целенаправленной культурной политике, где основной задачей были поставлены вопросы патриотического, нрав­ственного, эстетического воспитания молодежи. Эти важнейшие принципы должны быть направлены в будущее и сегодня.
Что в реальности? Шестой год закрыта сцена Городского Дворца культуры. Да, экономические условия в настоящий момент не самые простые, но время уходит, и дети, молодежь не имеют возможности в своем городе реализовать себя. Остается одно — выход на уличную сценическую площадку. Массовая культура — это одна из разновидностей культуры, удовлетворяющих потребности большого количества людей. Зрелищность и массовость — это хорошо. На открытой площадке свои законы и способы самовыражения. Но есть такое понятие как «элитарное искусство». Именно к этой категории относится театр.
— Гран-при областного праздника «Театральная весна-2016» — очередная достойная награда. Расскажите об участии в нем. Что представлял «Пилигрим», на какой сценической площадке?
— По Положению на област­ном празднике лучшие коллективы представляли творческие работы по номинациям: драматический театр (спектакли) и малые театральные формы (моноспектакли, литературно-музыкальные композиции). На базе Дворца культуры «Нафтан» мы представили одну из последних работ — художественно-документальную композицию «Я объявляю войну фашизму…» Работу над ней мы начали, когда к нам в руки попали дневники помощника режиссера Полоцкого довоенного театра Бонифатия Еронько. Работа с документами и попытка донести, казалось бы, несовместимую с театром информацию оказалась успешной. По словам одного из учащихся — «круче чем 3D»!
История, показанная нами, поразила своей открытостью и правдивостью. Зрители, учащиеся школ Новополоцка, не скрывая слез, не отпускали нас со сцены. Думаю, это была основная наша победа.
— При театре работает школа актерского мастерства. Как Вы оцениваете потенциал тех, кто в нее приходит? Насколько востребовано театральное искусство в молодежной среде? Помогает ли школа в формировании труппы?
— Театр всегда был востребован. Детьми движет любопытство или мечта «стать артистом», родители стремятся реализовать потребность в воспитании природ­ной активности детей. Как ни странно это звучит, молодым людям сегодня сложно чувствовать себя раскрепощенными, управлять эмоциями, свободно общаться, быть уверенными в себе. Поэтому сегодня активно проявляется интерес к актерской технике.
В 2015 году был организован первый набор участников в Школу актерского мастерства на ба­зе «Пилигрима». Она доступна для всех желающих, независимо от возраста и способностей. Одаренные участники отличаются повышенной эмоциональностью, музыкальностью, ритмичностью, темпераментом, способностью и готовностью к обучению. Талантливых ребят единицы. Но талант, как и всякая врожденная способность, развивается в процессе его правильного применения.
Для поступления в школу актерского мастерства желающие проходят творческое прослушивание, которое включает исполнение стихотворения, отрывка из басни или прозы и собеседование. В программу обучения входят занятия по актерскому мастерству, сценической речи и движению, хореографии. Это актерский тренинг, упражнения на внимание, воображение и фантазию; тренинги по сцениче­ской речи, работа над дыханием, артикуляцией; подбор и разбор литературного материала; подготовка этюдов. И, конечно, участие в постановках театра. 24-25 сентября в Городском Дворце культуры состоится новый набор.
Первые слова, которые я скажу прежде, чем приступить к занятиям, будут: «Каждый из вас уникален. Вы никогда об этом не задумывались. У каждого свой собственный путь к себе. Вы сделали свой выбор — пришли в театр. Значит, для вас это важно. Важно вашему собственному «я».
В обучении принимают участие мои помощники, они же мои друзья. Ирина Клёнова — преподаватель по хореографии, Константин Карасёв — по сцениче­скому движению. Мои верные и надёжные помощницы — Маргарита Климова и Евгения Кирш. Я вижу хороший результат нашего общего труда.

img_2061-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%86%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b0
В Школе актерского мастерства практикуются мастер-классы, которые проводят и будут проводить ведущие актеры профессиональных театров и педагоги театральных вузов, к примеру, полочанка Наталья Краснодубская, доцент кафедры по сценической речи и вокалу театрального факультета Белорусской государственной академии искусств. Планируются встречи с актерами столичных театров.
Могу с уверенностью сказать, что «метод актерской техники» творит чудеса. Не все из участников останутся в коллективе, у каждого свой жизненный путь. Но я вижу, как творчество реально меняет их мир. Театральное творчество способно изменить внутреннюю жизнь каждого, заполняя ее смыслом, раскрывая и расширяя природные возможности.
Я горжусь тем, что бывшие участники «Пилигрима» с 2015 года — студенты ГИТИСа (Евгений Пуцыло), Белорусской государ­ственной Академии искусств (Арсений Гордиенко), Белорусского государственного университета культуры и искусств (Мария Волчек). Это будущие актеры и режиссеры. И это наши полочане.
— Любительский театр работает в непростых условиях — труппа, в которую входят преимущественно учащиеся и студенты ссузов, периодиче­ски обновляется. Является ли это препятствием к дальнейшему развитию, или, наоборот, привносит элемент новизны и своеобразное «свежее дыхание» в работу театра?
— Сохраняется основной состав труппы. И она дополняется новыми участниками. Конечно, чтобы сформировать труппу, требуется немало времени и сил. Минус в том, что молодые ребята не знают сцены. Я их называю «рожденные без сцены». Но даже, выходя на сцену впервые, за день до показа спектакля, молодежь получает незабываемый первый сценический опыт. Подкупает искреннее и трепетное отношение участников к театру. У многих после первого месяца обучения коренным образом меняется представление о нем.
Почти ежегодное обновление труппы — это характерная черта любого любительского коллектива. Не успел твой воспитанник чему-то научиться, как приходится с ним прощаться или говорить «до свидания». Кто-то уходит навсегда, а кто-то возвращается. Через «Пилигрим» прошли, думаю, более сотни людей. Но и с теми, кто ушел навсегда, мы остались почти родными, потому что только родные люди способны переживать и волноваться за судьбу своей «театральной» семьи.
— Если все-таки решится вопрос с профессиональным театром, как будет формироваться труппа, есть ли на этот счет какие-либо планы?
— Чтобы стать актером в профессиональном театре, необходимо соответствующее образование. В Академии искусств практикуется заочная форма обучения. Параллельно работая в театрах, актеры получают высшее театральное образование. Вариант набора «полоцкой» труппы уже обсуждался.
— Каковы планы относите­льно репертуара в новом сезоне? Ждать ли премьеры? Будете ли вы играть спектакли из «Золотого фонда» «Пилигрима»?
— Скоро начнется новый театральный сезон. Я надеюсь на добрые перемены. Наших зрителей ждут новые постановки. Мы ждем открытия театральной сцены в городском Дворце культуры. Пожелайте нам удачи!

— Верю, что для нашего города важным останется, прежде всего, духовное развитие человека, в его потребности мыслить, раскрывать свой внутренний мир. Особенно сегодня. Это моя позиция. Затрагивая проблемы театра, мы невольно обращаемся к положению культуры в целом. В переводе с латинского «культура» — это возделывание, образование, развитие, почитание. В Древней Греции близким к термину «культура» являлось понятие «внутренняя культура», или, иначе говоря, «культура души». «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей». Об этом стоит задуматься.

.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *