Директор детского дома проявил героизм в годы войны

80-летие Победы

В редакцию пришло письмо, автор которого просил рассказать на страницах газеты о директоре Полоцкого детского дома Михаиле Степановиче Форинко, который проявил героизм при спасении своих воспитанников в годы Великой Оте­чественной войны. Помощь в подготовке материала оказали сотрудники Музея боевой славы.

Задача — выжить
М.С.Форинко в первые дни войны ушел на фронт. Контуженным он попал в окружение, окольными путями пробрался в Полоцк, оккупированный фашистами. Оправившись от контузии, решил попытаться вновь открыть в Полоцке детский дом, который стал единственным шансом выжить для малышей и подростков, оставшихся без родителей.

Михаил Степанович отправился к бургомистру города, просил передать под детский дом пустующее здание. Пришлось убеждать оккупационные власти в своей лояльности. Наконец разрешение было получено. Михаил Степанович и его жена Мария Борисовна сами привели в порядок ветхое здание. Мебели не было, поэтому в спальнях на пол стелили солому. Немецкие власти выделили детдомовцам смехотворный паек: 75 граммов хлеба, три грамма крупы и щепотку соли на ребенка. Детдому помогали подпольщики и местные жители, чем могли.

Есть еще один существенный аргумент, свидетельствующий о том, что Михаилом Форинко двигали гуманистические помыслы. Укрывательство евреев каралось смертью. Несмотря на угрозу, Михаил Степанович приютил в детском доме 15 чудом спасшихся из гетто еврейских детей. Их записали под выдуманными фамилиями, остригли наголо и выдавали за уроженцев Кавказа. Раскрой фашисты обман — общего расстрела не миновать.

Особый фронт
Цель была достигнута, но это породило подозрения. Да, Форинко поддерживал контакты с оккупационными властями. Но не следует забывать, во имя чего он на это пошел — ради спасения детей. Война не знает компромиссов. В те годы врагом могли признать каждого, кто не воевал на фронте или в партизанском отряде. Но его фронт был особым: он вел ежедневную борьбу за жизнь каждого из своих подопечных. В архивах хранится множество свидетельских показаний бывших воспитанников и воспитателей детского дома, подтверждающих это.

Спасти детей
Поздней осенью 1943 года Михаил Степанович узнал, что немецкое командование уготовило его воспитанникам страшную участь — их хотели сделать донорами для солдат вермахта. Многие из детдомовцев были истощены, сдать кровь означало для них верную смерть. Вскоре директора вызвал военный комендант

Полоцка и потребовал составить список детдомовцев, указав, кто из них болен. Никто не знал, когда фашисты приступят к реализации своего бесчеловечного плана.
Подпольщики направили связного в бригаду имени Чапаева. Совместно разработали план по спасению детей. В очередной раз, явившись к военному коменданту, Михаил Степанович стал говорить о том, что среди воспитанников много больных и ослабленных. Надо вывезти детей в деревню. Там легче найти продукты, они наберутся сил. Есть на примете и место — деревня Бельчица. В конце декабря 1943 года детский дом тронулся в путь.

Крылатая помощь
18 февраля 1944 года партизанский радист передал на Большую землю радиограмму: «Ждем самолеты для поддержки партизанской операции». Ночью Михаил Степанович поднял детей: «Уходим к партизанам!». Партизаны бригады имени Чапаева прикрывали отход.

Вскоре разведчики сообщили, что вокруг стягиваются немецкие войска. На Большую землю отправили радиограмму: «Просим прислать самолеты. Надо вывезти детей». Партизаны расчистили замерзшее озеро. Было принято решение: самолеты будут приземляться на лед.

М.С.Форинко отобрал самых ослабленных, больных детей. Их отправили первыми рейсами. Сам же он принял решение улететь с семьей последним. В партизанской деревне осталось 18 детдомовцев. Каждый день вместе с Михаилом Степановичем они ходили к аэродрому. Тогда никто еще не знал, что их ждет впереди…

Можно осуждать, приводить аргументы, фальсифицировать документы, однако есть объективный критерий, дающий безошибочную оценку личности и ее поступкам. Когда Михаил Степанович Форинко умер, по словам очевидцев, проститься с ним пришел весь город. Это свидетельствует о том, что полочане видели в нем настоящего героя.
Еще одним подтверждением того, что М.С.Форинко был честным и порядочным человеком, стало вручение его семье послом Израиля в Беларуси Алексом Гольд­маном-Шайманом диплома и медали Праведника народов мира. Это звание присваивается людям, которые, рискуя жизнью, спасали евреев в годы нацистской оккупации Европы.

Время испытаний
На долю Михаила Форинко выпали тяжелейшие испытания, однако и после Победы они для него не закончились. Забывая о спасенных детях, ему раз за разом задавали вопрос: почему поддерживал контакты с фашистами? Казалось, ответ очевиден, но таково было время. Любое подозрение могло обернуться приговором.

Полочанин Сергей Соболев вспоминает: «В тот период, когда Михаил Степанович переживал нелегкие времена — следствие и судебные разбирательства, мой отец работал в Полоцком горкоме партии, был членом бюро горкома, и он знал все обстоятельства дела. Мне запомнилась его фраза: «Человека просто съели».

Если посмотреть на ситуацию беспристрастно, можно прийти к выводу: Михаил Форинко был вынужден контактировать с администрацией оккупационных властей. Других возможностей для спасения детей у него попросту не было.

Биографические данные Михаил Степанович Форинко

Родился в д.Гороватки Верхнедвинского района. Окончил педагогический техникум, учился заочно на математическом факультете Витебского пединститута. 
С 1929  года был директором детдома №1 в Полоцке. В начале войны возглавил объединенные детские дома №1 и №2.
Бюро Витебского обкома КПБ в 1983 г. установило время деятельности подпольной патриотической группы «Бесстрашные» Полоцкого детдома (руководитель М.С. Форинко) с августа 1942 года по 18 февраля 1944 года, когда Михаил Степанович ушел в партизанскую бригаду имени Чапаева.
Группой «Бесстрашные» были спасены не только 156 детей, отправленных в партизанскую зону, а затем за линию фронта, но и 15 еврейских детей. Более ста детей были переданы в партизанскую зону в детский дом имени Ленина (Быковщина).
21 августа 1945 г. М.С.Форинко назначен директором Полоцкого спецдетдома. А с июня 1948 г. по декабрь 1949 г.работал заведующим магазином №4 Витебского межоблкнигокульторга.
В 1951 г. осужден народным судом 2-го участка г.Полоцка. В 1953 г. Коллегия Верховного суда СССР вынесла определение, по которому снизили срок наказания до 10 лет, исключили из конфискации половину дома и освободили из заключения.
С 1954 г. по 1966 г. М.С.Форинко работал учителем физики и математики в Захарничской школе. Жил в Полоцке на ул.Фрунзе, 17. С женой Марией Борисовной, также участницей группы «Бесстрашные», воспитали двоих сыновей — Геннадия и Сергея, дочь Инессу. Похоронен Михаил Степанович Форинко на городском кладбище Ксаверия. 
Награжден Орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985).
К.А.Нарейко, заведующий Музеем боевой славы.
Фото из музейного собрания НПИКМЗ.  

Фото из открытых источников.