В Полоцке состоялись съемки художественного фильма «Одно на двоих». В основу сюжета легла история подвига Героев Беларуси Никиты Куконенко и Андрея Ничипорчика.

Своими мыслями и подходами к созданию фильма в подкасте «Слово за слово» поделился режиссер Иван Павлов.
— Иван Михайлович, о чем будет фильм «Одно на двоих»?
— Сразу скажу, что это рабочее название, сейчас объявлен конкурс на лучшее название. А фильм о том, как рождается подвиг. Мы экранизировали те эпизоды из жизни ребят, которые нам показались важными для зарождения подвига летчиков.
Это не стопроцентно биографический фильм, не документальный. Это игровое кино. Поэтому некоторые элементы нами придуманы. Естественно, они согласованы с родственниками. Чтобы наши придумки не выходили за рамки образов, которые остались в памяти у близких.
— Как Вы подходите к подбору актеров? И что искали конкретно для этой картины?
— К пробам я отношусь очень серьезно. Смотрю, как актеры могут подстраиваться под желание режиссера, какова их эмоциональная гибкость. Конечно, мы обращали внимание на внешнее сходство. Все полочане знают, что Никита был рыжим. Поэтому мы искали рыжего парня. Среди профессиональных актеров такого не нашли, рискнули взять непрофессионала. Он общался с летчиками, с друзьями Никиты. А Андрея Ничипорчика мы нашли в Брестском театре. Самое главное, чтобы была пара, был тандем.
— Где и как придумывают фильмы?
— В кабинете, за столом. Мы используем очень много бумаги, ручек, карандашей. Много обсуждаем, разговариваем. Делаются раскадровки, какие-то почеркушки, откуда и как будет ставиться камера. У нас есть такая читка сценария, когда читают все цеха: художники, реквизиторы, ассистенты по актерам. Все должны понимать, сколько и чего нужно для каждого эпизода, для каждого кадра.
— Дайте совет начинающему режиссеру…
— Всегда понимать, про что ты снимаешь кино. И не бояться, конечно, совершать ошибки. Но помнить: если выходит хороший фильм, получается, молодцы все; если фильм плохой, то виноват режиссер. Поэтому…
— Не каждый день в Полоцк приезжает творческая группа из Минска для съемок фильма. Почему для Вас, как для режиссера, важно снять это кино?
— Из всех моих фильмов, наверное, это самый сложный. Потому что есть ответственность перед… Во-первых, перед ребятами. Во-вторых, перед родственниками. В-третьих, перед Министерством обороны. В-четвертых, перед зрителями. Видите, сколько ответственности? Если я берусь снимать комедию, драму или экранизацию литературного произведения, то, как художник, могу даже переделать что-то — я так вижу. Здесь же, может быть, какие-то моменты я сделал бы по-другому, но, так как про поведение героев в определенных ситуациях нам рассказали люди, мы подстраиваемся.
Насчет Полоцка. Во-первых, здесь родился, учился в кадетском училище Никита Куконенко. Где еще снимать про Никиту, как не здесь? Во-вторых, Никита — такой немножко дерзкий мальчишка. Мне кажется, что и Полоцк тоже немножко дерзкий. Я уже сколько лет приезжаю сюда на конкурс любительского кино. Вопросы, которые мне задают, и, вообще, пообщавшись с людьми… я понимаю, что, ух, немножко история древняя все-таки сказывается на городе.
Известно, что Никита приехал в академию после отпуска с синяком под глазом. Мы придумали, как он этот синяк получил, и уже частично сняли сцену драки. Снимали в бильярдном клубе в Минске, а здесь — эпизод до бильярда и как потом герои выходят из клуба.
— Когда ждать премьеру фильма о нашем земляке?
— Заявлено, что премьера будет в день пятилетия подвига — 19 мая 2026 года. Уверены, зрители оценят нашу работу и поймут глубину заложенного в фильме смысла.
Беседовала Юлия ЛУЗГИНА.









