О подготовке к новому отопительному сезону

Главное

Подготовка потребителей тепловой энергии и ведомственных теплоисточников к предстоящему отопительному сезону 2025/2026 года должна осуществляться согласно Правилам подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения (далее — Правила), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 286.

В документе установлен порядок подготовки организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) теплоисточник, и (или) тепловую сеть, и (или) систему теплопотребления (за исключением организаций, использующих в качестве теплоносителя иные жидкости, отличные от воды и пара), и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к работе в осенне-зимний период (далее – ОЗП).
К сожалению, не все потребители ответственно относятся к изучению Правил, в результате чего возникает много вопросов по правильному оформлению необходимых документов. Часто такие недостатки являются препятствием для своевременной регистрации паспортов готовности.

При наличии у организации ведомственного жилищного фонда (кроме организаций ЖКХ) и (или) теплоисточника, отапливающего жилищный фонд (кроме теплоисточников ГПО «Белэнерго») в состав комиссии по проверке готовности должны включаться представители местных исполнительных (распорядительных) органов или уполномоченной им организации.

В этом году, как и в прошлом, паспортизации подлежат потребители тепловой энергии и теплоисточники мощностью 50 киловатт и более независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования. А теплоисточники мощностью более 100 киловатт получают паспорта готовности независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды. При этом, при наличии у организации теплоисточника, не подлежащего паспортизации, его подготовка к работе в ОЗП осуществляется как для объекта потребителя.

Наличие заключения Госпромнадзора требуется только для котельной мощностью более 200 киловатт независимо от мощности установленных в ней котлов.

Системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ежегодно, перед началом отопительного сезона, после проведения ремонтных работ должны подвергаться гидравлическим испытаниям:

  • трубопроводы и оборудование тепловых пунктов с элеваторными узлами смешения, калориферы и водоподогреватели систем отопления и горячего водоснабжения – давлением 1,25 рабочего, но не ниже 1 МПа;
  • трубопроводы и оборудование тепловых пунктов с безэлеваторными узлами – давлением 1,25 рабочего, но не менее 0,2 МПа;
  • системы отопления с чугунными отопительными приборами – давлением 1,25 рабочего, но не более 0,6 МПа;
  • системы отопления с иными отопительными приборами – давлением 1,25 рабочего, но не более 1 МПа.
    Результаты испытаний оформляются соответствующими актами.
    Гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидравлические испытания и промывка трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, внутридомовых систем теплопотребления проводятся в присутствии представителя энергоснабжающей организации с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о рабочем давлении теплоносителя.
    Субъектам хозяйствования следует учесть, что все подготовительные работы должны быть завершены в сроки, необходимые для своевременного оформления и регистрации паспортов готовности к осенне-зимнему периоду 2025/2026 года.
    При принятии руководителем организации — потребителя тепловой энергии, либо владельцем теплоисточника решения о неиспользовании тепловой энергии в предстоящий ОЗП, указанное решение должно быть письменно согласовано с органами местной исполнительной власти. При этом в территориальное подразделение органа Госэнергогазнадзора направляется письменное уведомление с указанием причин (смена собственника, консервация, ликвидация и т.п.), а также с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства и письменного согласования органа местной исполнительной власти.
    Руководители государственных органов и организаций несут персональную ответственность за полную готовность объектов к работе в ОЗП.
    Отсутствие зарегистрированного в установленном порядке паспорта готовности в органе Госэнергонадзора исключает возможность включения систем теплопотребления и влечет административную ответственность согласно статье 21.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
    При этом руководителю организации необходимо учитывать все последствия отсутствия теплоснабжения в отопительный период в производственных помещениях, на торговых объектах, объектах социальной сферы и т.п. Особое внимание необходимо обратить на требования законодательства об охране труда, согласно которым обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, работающих возложена на нанимателя, а также на недопустимость пребывания людей в неотапливаемых помещениях.

Попкова Елена Петровна начальник группы энергогазинспекции
Полоцкого межрайонного отделения филиала Госэнергогазнадзора по
Витебской области