Изъятие телефонов во время учебного процесса — не нарушение прав ваших детей, а забота об их развитии и здоровье

Образование

Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2025 года №136 в учреждениях образования с 1 сентября ограничено использование обучающимися устройств мобильной связи во время образовательного процесса.

Это означает, что ученики не могут пользоваться телефонами в течение учебного дня, включая перемены, обязаны сдавать их в специальные ячейки, приходя в школу, и забирать только после окончания учебы. Данная мера направлена на снижение мобильной зависимости у школьников, улучшение коммуникативных навыков и предотвращение отвлечения от учебного процесса.

Казалось бы, все логично и понятно. Однако даже сейчас, когда процесс, подразумевающий, прежде всего, благополучие детей и подростков, уже отработан и можно говорить о первых позитивных результатах, не утихают споры о правомерности изъятия у них смартфонов. Если возмущение учащихся, для многих из которых отсутствие гаджета сродни утрате любимой игрушки, вполне объяснимо, то негативные высказывания родителей вызывают недо­умение. Возможно, их мнение изменилось бы, пройдись они по школе в один из дней, когда наличие мобильных устройств еще не ограничивалось. А еще стоит прислушаться к мнению специалистов.
Мы пообщались со специа­листами различных сфер, попросив высказать свою точку зрения на ситуацию.

О.И.Кулинок, заместитель директора по воспитательной работе СШ №14 им.М.С.Гриневича:

— Следует сказать, проект «Школа без телефона» начал действовать не с 1 сентября 2025 года, а намного раньше. В нашем учреждении образования решение об ограничении использования учащимися мобильных устройств было одобрено на общешкольном родительском собрании в мае 2024 года, а с начала нынешнего учебного года оно законодательно принято на уровне всей страны. Убеждена: это очень своевременный и обдуманный шаг.
Прежде всего, хочу обратиться к родителям, высказывающим недовольство. У каждого ребенка есть потребности и желания. Удовлетворить первые — обязанности взрослых: обеспечить полноценное питание, отдых, полезный досуг и многое другое. Что касается смартфона, то это не потребность, это желание, а желания нужно контролировать, иначе вседозволенность может привести к самым негативным последствиям. Проводить много времени с телефоном, общаться в социальных сетях, играть, посещать далеко не всегда безопасные сайты — это совсем не безобидное занятие. Как только взрослые поймут, что смартфон, прежде всего, средство связи, а не вариант досуга, что это не насущная потребность, все наладится.
Беспокойство за ребенка вполне понятно, однако приносит ли пользу гиперопека, нередко порождающая инфантилизм? Опыт общения, умение разрешать конфликтные ситуации и налаживать межличностные отношения — несомненные плюсы, которые ложатся в основу успешной, самодостаточной личности, воспитать которую — одна из задач школы.

Как показывает практика, наличие телефона во время учебы — фактор, негативно влияющий не только на учебный процесс. Школа  — то место, где дети как получают знания, так и учатся общаться, налаживают взаимоотношения, находят свое место в социуме. Родителям не стоит переживать об отсутствии связи с детьми: у каждого из них есть контакт с клас-сным руководителем. Кстати, во время уроков педагог также не пользуется телефоном, за исключением тех случаев, когда в этом есть экстренная необходимость. Однако на перемене он ответит на ваши вопросы. 

Е.В.Степанец, признанная лучшим педиатром Рес­публики Беларусь по итогам 2022 года, врач-невролог: 

— Очень важно научить детей добиваться поставленных целей с помощью современных технологий, но ни в коем случае не заменяя ими мыслительный процесс, иначе мозг просто перестанет работать. К сожалению, телефоны очень быстро из средства связи превратились в объект зависимости. А ни одна из зависимостей не является безопасной.
Пользоваться мобильным телефоном без ущерба здоровью следует учить. Поиск нужной информации, к примеру, формул, правил, исторических дат и многого другого способствует развитию интеллекта и усвоению материала. Но не стоит забывать, что мобильные устройства умны. В ответ на однажды введенный запрос они начинают навязывать информацию, зачастую далекую от безобидной. Так, помимо своего желания, пользователь гаджета вовлекается в далекое от конструктива информационное поле…
Человек растет, учится, вырабатывает личностные качества, и для этого ему необходима социализация. Зависимость от телефона тормозит, а порой и вовсе останавливает этот важнейший процесс. Мне, как врачу, все чаще доводится сталкиваться с тем, что подростки 13-15 лет не просто не умеют налаживать коммуникацию, они не могут излагать мысли. Пытаясь разобраться в проблеме, с которой ко мне обратился пациент, приходится задавать наводящие вопросы, и, что особенно тревожит, ответы на них вызывают затруднение. А ведь возможность описать свои ощущения — это проявление зрелой эмоциональности.
От родителей мне приходилось слышать и «страшилки» о том, что частое пользование мобильными устройствами может вызвать аутизм. При всем моем негативном отношении к «телефонной» зависимости, скажу: неправда. Причина этого заболевания — серьезные генетические особенности. Однако не могу не признать, что зависимость от гаждетов заметно искажает присущее детям нормальное поведение. Она сужает рамки общения, нарушает социализацию и коммуникативные навыки. А ведь человек существо социальное. Мы живем в социуме, являясь его частью, и именно это отличает нас от остального живого мира.
Родители часто спрашивают: а как отучить ребенка от мобильного, если он уже к нему привык? Мобильная связь — неотъемлемая часть современной жизни, поэтому отнять «мобильник» невозможно, но нужно научить им правильно пользоваться. Часто вижу, как смартфоны дают совсем маленьким детям. Для чего? Чтобы тихо сидели? А может, лучше малыш тихо посидит с книжкой? Или, может, пообщается с вами? Чтобы он развивался, нужна совместная работа, иначе ниша, пока свободная от знаний, заполнится мусором из интернета. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и успешным? Работайте над этим сами, не перекладывайте важнейшие задачи по воспитанию и образованию на современные технологии. Если дети перестанут думать самостоятельно, за них это начнет делать искусственный интеллект, и они незаметно превратятся в бездушные машины, подчиненные чужой воле. Вам это надо?

Обращает внимание еще один медицинский аспект. Современный человек все меньше двигается. Вынужденная поза «залипшего» на экране смартфона взрослого, не говоря уже о детях, формирует нарушение осанки, что приводит к пераспределению мышечного напряжения и провоцирует интенсивные головные боли, рассеянность, повышение давления. А светящийся экран — враг циркадных ритмов, отвечающих за выработку мелатонина. Итог — нарушение сна. Крайне необходимы перерывы, физическая активность. Думают ли об этом юные геймеры? 

Я отлично понимаю, что для педагогов принятое постановление — это дополнительная нагрузка, и родители, по моему убеждению, должны относиться к ней с уважением. Изъятие телефонов во время учебного процесса  — не нарушение прав ваших детей, а забота об их развитии и здоровье.

Беседовала Елена Литвинова.