Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2025 года №136 в учреждениях образования с 1 сентября ограничено использование обучающимися устройств мобильной связи во время образовательного процесса.

Это означает, что ученики не могут пользоваться телефонами в течение учебного дня, включая перемены, обязаны сдавать их в специальные ячейки, приходя в школу, и забирать только после окончания учебы. Данная мера направлена на снижение мобильной зависимости у школьников, улучшение коммуникативных навыков и предотвращение отвлечения от учебного процесса.
Казалось бы, все логично и понятно. Однако даже сейчас, когда процесс, подразумевающий, прежде всего, благополучие детей и подростков, уже отработан и можно говорить о первых позитивных результатах, не утихают споры о правомерности изъятия у них смартфонов. Если возмущение учащихся, для многих из которых отсутствие гаджета сродни утрате любимой игрушки, вполне объяснимо, то негативные высказывания родителей вызывают недоумение. Возможно, их мнение изменилось бы, пройдись они по школе в один из дней, когда наличие мобильных устройств еще не ограничивалось. А еще стоит прислушаться к мнению специалистов.
Мы пообщались со специалистами различных сфер, попросив высказать свою точку зрения на ситуацию.
О.И.Кулинок, заместитель директора по воспитательной работе СШ №14 им.М.С.Гриневича:
— Следует сказать, проект «Школа без телефона» начал действовать не с 1 сентября 2025 года, а намного раньше. В нашем учреждении образования решение об ограничении использования учащимися мобильных устройств было одобрено на общешкольном родительском собрании в мае 2024 года, а с начала нынешнего учебного года оно законодательно принято на уровне всей страны. Убеждена: это очень своевременный и обдуманный шаг.
Прежде всего, хочу обратиться к родителям, высказывающим недовольство. У каждого ребенка есть потребности и желания. Удовлетворить первые — обязанности взрослых: обеспечить полноценное питание, отдых, полезный досуг и многое другое. Что касается смартфона, то это не потребность, это желание, а желания нужно контролировать, иначе вседозволенность может привести к самым негативным последствиям. Проводить много времени с телефоном, общаться в социальных сетях, играть, посещать далеко не всегда безопасные сайты — это совсем не безобидное занятие. Как только взрослые поймут, что смартфон, прежде всего, средство связи, а не вариант досуга, что это не насущная потребность, все наладится.
Беспокойство за ребенка вполне понятно, однако приносит ли пользу гиперопека, нередко порождающая инфантилизм? Опыт общения, умение разрешать конфликтные ситуации и налаживать межличностные отношения — несомненные плюсы, которые ложатся в основу успешной, самодостаточной личности, воспитать которую — одна из задач школы.
Как показывает практика, наличие телефона во время учебы — фактор, негативно влияющий не только на учебный процесс. Школа — то место, где дети как получают знания, так и учатся общаться, налаживают взаимоотношения, находят свое место в социуме. Родителям не стоит переживать об отсутствии связи с детьми: у каждого из них есть контакт с клас-сным руководителем. Кстати, во время уроков педагог также не пользуется телефоном, за исключением тех случаев, когда в этом есть экстренная необходимость. Однако на перемене он ответит на ваши вопросы.
Е.В.Степанец, признанная лучшим педиатром Республики Беларусь по итогам 2022 года, врач-невролог:
— Очень важно научить детей добиваться поставленных целей с помощью современных технологий, но ни в коем случае не заменяя ими мыслительный процесс, иначе мозг просто перестанет работать. К сожалению, телефоны очень быстро из средства связи превратились в объект зависимости. А ни одна из зависимостей не является безопасной.
Пользоваться мобильным телефоном без ущерба здоровью следует учить. Поиск нужной информации, к примеру, формул, правил, исторических дат и многого другого способствует развитию интеллекта и усвоению материала. Но не стоит забывать, что мобильные устройства умны. В ответ на однажды введенный запрос они начинают навязывать информацию, зачастую далекую от безобидной. Так, помимо своего желания, пользователь гаджета вовлекается в далекое от конструктива информационное поле…
Человек растет, учится, вырабатывает личностные качества, и для этого ему необходима социализация. Зависимость от телефона тормозит, а порой и вовсе останавливает этот важнейший процесс. Мне, как врачу, все чаще доводится сталкиваться с тем, что подростки 13-15 лет не просто не умеют налаживать коммуникацию, они не могут излагать мысли. Пытаясь разобраться в проблеме, с которой ко мне обратился пациент, приходится задавать наводящие вопросы, и, что особенно тревожит, ответы на них вызывают затруднение. А ведь возможность описать свои ощущения — это проявление зрелой эмоциональности.
От родителей мне приходилось слышать и «страшилки» о том, что частое пользование мобильными устройствами может вызвать аутизм. При всем моем негативном отношении к «телефонной» зависимости, скажу: неправда. Причина этого заболевания — серьезные генетические особенности. Однако не могу не признать, что зависимость от гаждетов заметно искажает присущее детям нормальное поведение. Она сужает рамки общения, нарушает социализацию и коммуникативные навыки. А ведь человек существо социальное. Мы живем в социуме, являясь его частью, и именно это отличает нас от остального живого мира.
Родители часто спрашивают: а как отучить ребенка от мобильного, если он уже к нему привык? Мобильная связь — неотъемлемая часть современной жизни, поэтому отнять «мобильник» невозможно, но нужно научить им правильно пользоваться. Часто вижу, как смартфоны дают совсем маленьким детям. Для чего? Чтобы тихо сидели? А может, лучше малыш тихо посидит с книжкой? Или, может, пообщается с вами? Чтобы он развивался, нужна совместная работа, иначе ниша, пока свободная от знаний, заполнится мусором из интернета. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и успешным? Работайте над этим сами, не перекладывайте важнейшие задачи по воспитанию и образованию на современные технологии. Если дети перестанут думать самостоятельно, за них это начнет делать искусственный интеллект, и они незаметно превратятся в бездушные машины, подчиненные чужой воле. Вам это надо?
Обращает внимание еще один медицинский аспект. Современный человек все меньше двигается. Вынужденная поза «залипшего» на экране смартфона взрослого, не говоря уже о детях, формирует нарушение осанки, что приводит к пераспределению мышечного напряжения и провоцирует интенсивные головные боли, рассеянность, повышение давления. А светящийся экран — враг циркадных ритмов, отвечающих за выработку мелатонина. Итог — нарушение сна. Крайне необходимы перерывы, физическая активность. Думают ли об этом юные геймеры?
Я отлично понимаю, что для педагогов принятое постановление — это дополнительная нагрузка, и родители, по моему убеждению, должны относиться к ней с уважением. Изъятие телефонов во время учебного процесса — не нарушение прав ваших детей, а забота об их развитии и здоровье.
Беседовала Елена Литвинова.









