Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов в вопросах и ответах

Вопрос:
Организация планирует приобрести мостовые краны разной грузоподъемности. Просим разъяснить мостовые краны каких производителей мы можем приобрести для работы в Республике Беларусь.
Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), грузоподъемные краны должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе Правил, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза (далее – ТР ТС, ТР ЕАЭС).
Грузоподъемные краны, которые Вы планируете приобрести, подлежат оценке соответствия в форме сертификации требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (далее – ТР ТС 010/2011).
Информация о сертификатах соответствия грузоподъемных кранов требованиям ТР ТС, ТР ЕАЭС и их изготовителях находится в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза. Сведения в указанном реестре являются открытыми и общедоступными.
Дополнительно информируем, что в Республике Беларусь имеются следующие изготовители грузоподъемных кранов мостового типа:
ОАО «Крановый завод» г. Слуцк;
ПУП «Амкодор-ДОМЗ» г. Дзержинск;
ООО «ТУСОН» г. Витебск.
Вопрос:
Наша организация (Российская Федерация) приобрела
кран-манипулятор на шасси грузового авто КАМАЗ, грузоподъёмностью 8тонн, грузовой момент19т/м. и выполняет строительно-монтажные работы на территории Республики Беларусь. В штате есть сотрудник, прошедший обучение по курсу «Машинист крана манипулятора». Достаточно ли такого обучения для управления краном — манипулятором? Какую профессию должен иметь наш сотрудник для управления вышеуказанным грузоподъемным краном в Республике Беларусь?
Ответ:
Краны-манипуляторы грузоподъемностью более 5 тонн или с грузовым моментом более 15 тонно-метров (далее – грузоподъемные краны) согласно подпункту 5.1 пункта 5 приложения № 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» отнесены к потенциально опасным объектам и подлежат регистрации в Госпромнадзоре в соответствии с Положением о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 5 августа 2016 г. № 613 (далее – Положение о регистрации).
При эксплуатации в Республике Беларусь указанного в письме крана-манипулятора грузоподъемностью 8 тонн и грузовым моментом 19 тонно-метров должны выполняться требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 348 Правил управление грузоподъемным краном на колесном ходу, краном-манипулятором на колесном ходу, а также грузоподъемным краном, установленным на ином шасси, должно быть поручено водителю транспортного средства, имеющему водительское удостоверение на право управления соответствующим транспортным средством, и после получения им профессии рабочего машинист крана (крановщик).
Одновременно информируем, что в соответствии с Положением о регистрации при использовании иностранными подрядчиками принадлежащих им грузоподъемных кранов, временно ввезенных
для строительства объектов, регистрации в Госпромнадзоре данные подъемные сооружения не подлежат при условии их эксплуатации и обслуживания без участия подрядных организаций – резидентов Республики Беларусь.
Вопрос:
В организации при выполнении транспортных и складских работ и погрузке в полувагоны пакетов труб и сортового проката грузоподъемными кранами используются стропы разовые грузонесущие. Изготовление и использование разовых стропов регламентировано техническими условиями ТУ BY 400074854.040-2008 «СТРОПЫ РАЗОВЫЕ ГРУЗОНЕСУЩИЕ». При применении для зацепки пакетов труб и сортового проката в качестве чалочного стропа одноветвевого канатного или цепного стропа с захватным органом в виде чалочного крюка с замком, для отцепки груза при загрузке полувагонов и автомобилей стропальщику необходимо спускаться в полувагон или подниматься в кузов автомобиля.
С целью исключения воздействия на стропальщика опасных производственных факторов при отцепке пакетов труб и проката при погрузке в полувагоны, предлагается применение одноветвевого канатного или цепного стропа с захватным органом в виде чалочного крюка с увеличенным зевом с проушиной без предохранительного замка. Указанный строп позволяет быстро отцеплять грузы без участия стропальщика. Для чего необходимо уложить груз на поверхность пола полувагона и уменьшить натяжение ветви стропа. Стропы изготовлены в соответствие с техническими условиями, прошли процедуру подтверждения соответствия техническому регламенту таможенного союза и имеют декларацию соответствия. техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
Исходя из вышеизложенного, просим разъяснить: какими техническими нормативными правовыми актами регламентируется применение стропов с захватным органом в виде чалочного крюка с увеличенным зевом с проушиной без предохранительного замка, а также допускается ли применение указанных стропов для зацепки пакетов труб и сортового проката.
Ответ:
Согласно пункту 7 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 22 декабря 2018 г. № 66, грузозахватные приспособления должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе указанных правил, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.
Грузозахватные приспособления являются объектами технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее – ТР ТС 010/2011).
Стандартами, взаимосвязанными с ТР ТС 010/2011, установлены требования к крюкам грузозахватных приспособлений:
пункт 4.3. ГОСТ 25573-82 «Стропы грузовые канатные
для строительства. Технические условия» — крюки стропов должны быть снабжены предохранительными замками;
пункт 6.14 ГОСТ 34016-2016 «Краны грузоподъемные. Грузозахватные приспособления. Требования безопасности» — крюки грузозахватных приспособлений, за исключением специальных, должны быть снабжены защелкой (предохранительным замком), препятствующей произвольному выпадению крюка из строповочного элемента груза либо выпадению элемента грузозахватного приспособления или стропа из зева крюка крана во время подъема и перемещения груза.
Учитывая изложенное, Госпромнадзор считает, что стропы с крюками без предохранительных замков для перемещения пакетов труб и сортового проката не соответствуют требованиям промышленной безопасности и их применение недопустимо.
Вопрос:
В соответствии с требованиями правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 № 56, владелец потенциально опасного объекта (далее – ПОО) назначает лицо, ответственное за его безопасную эксплуатацию.
Просим дать разъяснение должно ли лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию ПОО, находиться в штате владельца.
Ответ:
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» работники субъекта промышленной безопасности – это физические лица, работающие по трудовым договорам, предусматривающим выполнение работы в области промышленной безопасности, а также работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) в области промышленной безопасности.
Функции лица, ответственного за безопасную эксплуатацию лифта, являются дополнительными функциями, которые могут возлагаться субъектом промышленной безопасности на работника, занимающего должность служащего согласно штатному расписанию, с которым заключен трудовой договор, или на физическое лицо, не состоящее в трудовых отношениях с субъектом промышленной безопасности (при отсутствии штатной единицы), посредством заключения гражданско-правового договора в соответствии с гражданским законодательством.
Вопрос:
В соответствии с пунктом 185 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.12.2020 г. № 56, в процессе эксплуатации ПОО, технического устройства с целью обеспечения его работоспособности и требований, изложенных в эксплуатационных документах, своевременного регулирования механизмов и устранения неисправностей до ремонта, назначенный владельцем, специализированной организацией обслуживающий персонал проводит текущее межремонтное обслуживание.
На основании изложенного, просим разъяснить, допускается ли проведение технического обслуживания лифтового оборудования без отключения (приостановки работы) лифта.
Ответ:
В соответствии с пунктами 183, 191 Правил по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь от 30.12.2020 г. № 56, для контроля сроков проведения обслуживания, а также предотвращения прогрессивно нарастающего износа лифта специализированная организация разрабатывает систему планово-предупредительных осмотров и ремонтов
(далее – система ППОиР).
В целях обеспечения безопасности пользователей лифта проведение обслуживания лифтового оборудования должно осуществляться
с приостановкой его работы (лифт должен быть недоступен для пользователей) при соблюдении требований безопасности и регламента работ, отраженных в документах системы ППОиР.
В случае проведения обслуживания электрических компонентов, замены механизмов, лифт, составные части лифта, подлежащие обслуживанию, должны быть отключены от электропитания.









