«Не люблю, не вкусно, не нравится», — такой ответ можно услышать от ребенка, который не хочет кушать в школе. И дело зачастую не в качестве приготовления блюд, а во вкусовых предпочтениях.

Чтобы бюджетные средства не «выбрасывали в отходы» и дети были накормлены, с 10.11.2025 по поручению Министерства образования в отдельных городских школах Витебской области проводится эксперимент. Его суть проста: меню для экспресс-завтраков учащихся 1-4 классов составили с учетом предпочтений и вкусов детей.
На Полотчине такой экспериментальной площадкой выступает СШ №16. В пилотном проекте участвуют 1, 2 и
4 классы — всего 18 классов, 423 учащихся. Питание в учреждении организует ОАО «Полоцк-торг».
Питание школьников осуществляется в соответствии с примерным двухнедельным меню, разрабатываемым на основании норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии и с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания продуктов.
После опроса детей и наблюдений за ними в меню включили йогурты, фрукты (яблоко, груша), смаженки, ватрушки, пиццы, сырки, апельсиновый сок. При этом оставили и более полезные с точки зрения детской диетологии блюда: каши, запеканки, омлеты и др.
Инна СОЛУЯНОВА, заведующий отделением гигиены детей и подростков Полоцкого зонального центра гигиены и эпидемиологии: — В нашем районе при проведении как надзорных, так и профилактических мероприятий по организации питания учащихся осуществляется межведомственное взаимодействие. В нынешнем учебном году мы побывали во всех школах. При анализе хода эксперимента в СШ №16 нами установлено, что процент отхода был минимальным, когда детям предлагали блюда, которые они любят. Однако важно, чтобы экспресс-завтраки состояли из сбалансированных блюд, которые дают энергию для продуктивной учебы. Это каши, запеканки, омлеты и другие. Опрос детей показал, что не все родители придерживаются дома принципов рационального питания. Поэтому необходимо разъяснять им правила детской диетологии, а школьникам рассказывать о пользе тех или иных блюд.
Вот несколько примеров новых экспресс-завтраков: бутерброд с маслом, блинчики с творогом, чай или пицца «Школьная», йогурт, сок. Их стоимость не превышает сумму государственной дотации (в настоящее время она составляет 2 руб.18 коп.). Ежедневно в школе ведется мониторинг: что и как едят учащиеся, фиксируется содержание и количество отходов.
«Высоким спросом у ребят пользуются йогурт (95-100% потребления), апельсиновый сок, смаженка, пицца «Школьная», сырки глазированные. Дети любят традиционную творожную запеканку, а вот запеканка с апельсином не пришлась им по вкусу. Не очень хорошо едят каши, —рассказала Анна Григорьева, заместитель директора.— В рамках эксперимента мы во вторых классах перенесли завтрак на более позднее время (после 2 урока) — и сразу снизился процент отходов».
Администрация СШ №16 отмечает значимую роль ОАО «Полоцк-торг» в лице директора Елены Андреевой: для проведения эксперимента предприятие провело дополнительные закупки. Отдельную благодарность выражает работникам пищеблока: заведующему производством Ирине Плиско, повару со стажем Диане Снопок и молодому специалисту Александре Казанкиной.
«Организация питания учащихся — тема в нашей школе всегда открытая. Если у родителей возникают какие-то вопросы, мы приглашаем их посмотреть, попробовать то, что предлагают их детям», — прокомментировала директор Ирина Зимницкая.
По инициативе руководителя учреждения для учащихся вторых классов организовали экскурсию на пищеблок. «В тот день ребята за завтраком съели всю запеканку (100% потребление). Интересно, что после этой экскурсии классы стали лучше кушать, очень мало отходов. Дети увидели, как работают повара, как готовятся блюда. Родился творческий проект «Уважай профессию», — отмечает Анна Васильевна.
Эксперимент продолжается, он показывает положительные результаты. Их анализируют не только в учреждении, но и в Полоцком ЗЦГиЭ, ОАО «Полоцк-торг», главном управлении по образованию Витебского облисполкома.
Вся проделанная работа станет основанием для пересмотра на государственном уровне подходов к составлению школьного меню.









