Сегодня неотъемлемой частью панорамы культурной жизни Полоцка является голос «короля музыкальных инструментов» — органа.

Многочисленные туристы стремятся побывать на концертах органной музыки, которые в условиях непревзойденной акустики в исполнении заслуженной артистки Республики Беларусь Ксении Погорелой звучат особенно ярко, оставляя незабываемые впечатления.
Точка на карте
То, что когда-нибудь станет не просто полочанкой, а Почетным гражданином города Полоцка, заслуженной артисткой Республики Беларусь, уроженка российского Краснодара, перспективная выпускница Московской консерватории им.П.И.Чайковского Ксения Погорелая не могла даже представить. Отправившись по распределению во Владивосток, она с нетерпением ждала открытия в нем зала органной музыки и преподавала фортепиано в Дальневосточном педагогическом институте искусств. Кардинальный поворот в судьбе случился
неожиданно.
Знакомая по учебе в консерватории Вивиана Софроницкая, которая была первой органисткой концертного зала Софийского собора, поделилась, что уезжает на трехгодичную стажировку. Ксении запомнилась ее фраза: «В Полоцке очень хороший инструмент и надо, чтобы кто-то о нем заботился». Именно тогда Ксения Максимовна впервые услышала о маленьком белорусском городе. Для нее это была просто точка на карте на противоположном конце огромной страны под названием СССР.
Тем не менее, на семейном совете было принято решение познакомиться с инструментом.
…Дождливым весенним днем 1988 года Ксения Погорелая с супругом Раилем Садыковым вышли из вагона на перрон полоцкого вокзала. Город показался неприветливым, чужим. Возникло непреодолимое желание сразу же взять обратные билеты и вернуться. Однако стоило открыть двери в Софийский собор, как пришло понимание: они останутся здесь, в этом благословенном месте.
Здравствуй, орган!
Ксении захотелось услышать звучание органа. Будущая хозяйка подошла к инструменту, а он… не включился. Можно было счесть это плохим знаком, однако Ксения стала разбираться в причине, и выяснилось, что следовало просто отключить предохранитель.
Практики игры на органе не было четыре года. «Я испытывала колоссальное напряжение, и инструмент, наверно, почувствовал это», — вспоминает Ксения Погорелая. Она немного поимпровизировала на рояле, удивившись невероятной акустике зала. А потом Татьяна Давыдовна Рудова, в то время возглавлявшая Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, предложила поиграть на органе в летний период.
Постепенно нарабатывался опыт, приходили уверенность и желание совершенствоваться в исполнительском мастерстве. «Благословенное место, потрясающий зал, уникальная акустика, отличный инструмент и очень-очень много работы — вот составляющие успеха», — говорит собеседница.

Визитка города
Уже сам по себе концерт органной музыки — событие не из рядовых. Со временем эти концерты стали своеобразной визиткой города. Желающих послушать орган становилось все больше. А Ксении Погорелой хотелось шире раскрывать возможности инструмента, совершенствуясь в исполнительском мастерстве.
Многое изменила поездка в город-побратим Фридрихсхафен на мастер-классы, позволившие в значительной степени разнообразить и обогатить репертуар. Западноевропейская органная школа очень помогла в творческом росте. В тот период также появилась возможность познакомиться с органистами из разных стран. Они откликались на приглашения хозяйки полоцкого концертного зала выступить в стенах древней Софии, а потом возвращались снова и снова.
Во многом благодаря Ксении Максимовне, ее личным связям в 1990-х годах в Полоцке впервые прошел Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі». В минувшем году он отметил 30-летие. За это время любители классики имели возможность приобщиться к лучшим образцам мирового музыкального творчества.
Сейчас в зале звучит самая разная музыка — от изысканной старинной до авангардной современной и от строгой духовной до популярной эстрадной. Ксения Погорелая умеет удивлять.
Эксклюзив для Ксении
За годы работы у Ксении Максимовны появилось множество не только поклонников, но и ценителей ее профессионализма.
Она вспоминает, как однажды после концерта в швейцарском Базеле к ней подошел импозантный мужчина и, обратившись на английском, сказал, что хочет что-то прислать. Он оказался композитором Вольфгангом Боттенбергом. Спустя некоторое время на адрес Ксении Погорелой пришла бандероль с нотами сонаты для органа. Произведением прониклась не сразу, но потом прочувствовала его и к Рождеству послала автору открытку, в которой сообщила, что соната прозвучит на очередном фестивале. Автор прилетел из Канады, чтобы услышать свое произведение в стенах Софийского собора! Его оценка была высокой: «Ксения, спасибо большое. Я даже не подозревал, что у меня такая красивая музыка».
Высочайшим признанием мастерства полоцкой органистки стало и то, что ей, первой из белорусских исполнителей, в 2015-м году была предоставлена честь выступить во Франции, в знаменитом соборе Парижской Богоматери.
Мой камертон
Подводя итог 35-летней концертной деятельности, Ксения Максимовна говорит: «Я могу играть только ту музыку, которую чувствую. Из любимого — И.С.Бах, композиции эпохи барокко, французская. А современные произведения хороши тем, что в них можно привнести что-то свое. Главный камертон — реакция зала. Если есть отклик — значит, ты чувствуешь правильно. Если реакции нет — ищи что-то другое.
Есть слушатели, которые уже более 30 лет ходят на мои концерты. Их узнаю, встречаю на улицах, здороваемся. Это очень приятно.
Устала ли за эти годы? Да, усталость бывает физическая, когда в месяц даю около 30 концертов. Но эмоционально не выгорела. Есть желание развиваться дальше.
А еще очень хочется, чтобы музыка вызывала эмоции, чтобы, покидая концертный зал, человек задумывался, ведь музыка может очень многое — окрылить, подарить надежду, успокоить душевную боль. Стоит просто ее услышать».
В другом измерении Казалось бы, совсем недавно Ксения Погорелая дала свой первый концерт, а вот уже без малого 40 лет минуло с той поры. Под звуки органа выросли дети — Арсений и Юлия, которые, с детства впитав удивительную гармонию звуков, тоже стали музыкантами. Годы пролетели очень быстро, вместив в себя множество событий, но неизменно центром музыкальной деятельности Ксении Максимовны был и остается собор.
Высокая награда
В конце декабря 2025-го года Ксения Максимовна Погорелая, артист-солист-инструменталист филиала «Музей истории архитектуры Софийского собора» Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, удостоена специальной премии Президента Республики Беларусь за значительный личный вклад в пропаганду белорусского музыкального наследия, развитие органного исполнительства Беларуси.
Отвечая на вопрос о том, что для нее значит эта награда, лауреат премии говорит: «Я благодарна, что мой 37-летний труд получил такую высокую оценку. Очень важно, что то, что мы делаем вместе с коллективом, не только востребовано, но и замечено. Это, несомненно, вдохновляет и побуждает двигаться дальше. Гармония музыки созидательна. Она способна не только восхищать, но и мобилизовывать внутренние ресурсы, настраивать на достижение высоких результатов. Желаю всем жить с музыкой в душе».
Ксения Погорелая с 1988 года является бессменной органисткой Софийского собора. В концертном зале она дает около 300 концертов в год, ведет активную просветительскую и концертную деятельность в Беларуси и за рубежом. При ее содействии выпущено три компакт-диска с органной классикой и современной белорусской органной музыкой. В архивах Белтелерадиокомпании и телерадиокомпании «Витебск» хранятся фондовые записи концертов. Также Ксении Максимовне принадлежит идея проведения в Полоцке фестиваля органной музыки «Званы Сафіі».
Елена Литвинова,
г. Полоцк.
Фото из архива «ПВ».









