На территории бывшей деревни Копно Малоситнянского сельсовета находится братское захоронение жертв фашизма. Среди 18 фамилий 5 — Власовых.

В 1942 году гитлеровцами были расстреляны жители деревни Гороватка Егор Игнатьевич и Анна Кондратьевна Власовы и их сыновья Алексей, Николай, Сергей. Дом, где проживала семья, сожгли. Старшая дочь Катя была угнана в Германию. Младшие — Вера и Шура — чудом спаслись. А вскоре воевавшему на фронте Ивану Власову пришло письмо от земляка, партизана Владимира Космачёва. «Танцуй, Иван Егорович, — закомандовали сослуживцы. — Традицию нарушать нельзя». А когда развернул письмо и начал читать: «Иван! Твоя семья расстреляна…», он, уже опытный боец, не раз смотревший смерти в глаза, словно умер вместе со своими родными. «В разведку не пойдешь», — сказал, что отрезал, командир бригады полковник Тарас Рогович. И дал неделю, чтобы он пришел в себя от такого страшного известия…
Об этом мне рассказал сын Ивана Егоровича Сергей Иванович Власов, ранее работавший директором СДЮШОР ПО «Нафтан» Белхимпрофсоюза, ныне пенсионер, проживающий в родительском доме в д.Труды. А о боевом пути, невероятном героизме и мужестве командира отделения инженерно-саперного батальона старшего сержанта Ивана Егоровича Власова прочитала на сайте «Память народа».
Из наградных листов. «8.08.1944 года ст. сержант Власов при наводке переправы через реку Великая в течение 3 часов работал без отдыха, проявляя исключительную отвагу, подтягивая за собой остальную массу красно-
армейцев, тем самым обеспечил выполнение задачи».
«Со своим отделением под сильным оружейным и пулеметным огнем противника 6.03.1945 года ст. сержант Власов установил семь минных полей. При установке минных полей противник обстрелял работающих из гранатомета. Тов. Власов был ранен в голову и в ноги. Но после этого не ушел в санчасть, а перевязал свои раны и продолжал руководить установкой минных полей…».
Иван Власов прошел всю войну. Вернувшись домой, на пепелище, кавалер двух орденов Красной Звезды, ордена Славы III степени, награжденный медалью «За отвагу» и другими медалями, не раз в боях с врагом раненый и контуженый, встретился со своими младшими сестренками, с оставшимися в живых сельчанами. Мужские слезы, ком в горле, воспоминания и «наркомовские 100 грамм» в память о родных, соседях, погибших от рук нацистов, однополчанах, оставшихся на полях сражений.
Надо было начинать мирную жизнь. В Полоцке Ивану Власову выдали деньги на строительство домов для жителей Гороватки, пострадавших от оккупантов. Сельчане распределили их на общем собрании. И закипела стройка… «Отец устроился на работу в Арлейское лесничество. Сначала объездчиком, потом лесником, — вспоминает Сергей Иванович. — Он прекрасно знал лес, любил его, берег».
Анна Романовна Апоркина (будущая супруга Ивана Власова) после войны проживала в д.Труховка Шумилинского района, которая находилась в нескольких километрах от Гороватки. Местная молодежь любила ходить в деревню Тютьки Малоситнянского сельсовета на танцы. Наведывались туда и сверстники из близ-
лежащих деревень Шумилинского района. Там-то и приметил красавицу Анну Иван Власов. Так соединились две судьбы, опаленные войной. В 1941 году ей было еще 15 лет. На фронт попала в 1944-м, была шофером легендарной полуторки. И постоянно на передовой. Возила все, что требовалось фронту. Можно только представить состояние девушки, когда, доставляя снаряды, она попадала под бомбежку вражеских самолетов. От снарядов спаслась. Однако во время одного из налетов немецкой авиации летчик прострелил ей правую руку. Анна попала в госпиталь. Приговор врачей был категоричным: руку ампутировать. Девушка так же категорично не согласилась. И врачи провели частичную ампутацию кисти. Такая память о войне осталась у Анны на всю жизнь.
Из информации на сайте «Память народа»: «Группе разграждения под командованием тов.Власова была поставлена задача в ночь на 6.09.1943 года проделать проходы в минных полях и проволочных заграждениях противника… Власов решил, проделав проход в минном поле, подорвать проволоку. Продвигаясь ползком впереди бойцов, он … приказал бойцам группы обозначить проход вешками. А сам пополз к проволочному заграждению. Установив заряд и видя, что бойцы, закончив обозначение прохода, двинулись к своим траншеям, Власов поджег шнур. Проходы были закончены своевременно».
В конце 50-х годов семья Власовых переехала в деревню Труды. «Когда начали возводить нефтеперерабатывающий завод и Новополоцк, батька был не прочь потрудиться на стройке, бетонные работы ему были знакомы. Но лесничий не отпустил, сказал: «Охраняй свой лес», — рассказывает Сергей Иванович. — Мама, инвалид II группы, работать не могла. Занималась мной. А я был шибутной. Она контролировала мою учебу, помогала, благодаря ей закончил 10 классов, поступил в техникум физкультуры, потом в университет. У мамы было много друзей. Однажды по радио услышал песню, которая была посвящена Анне Романовне Власовой. От кого? Так и не знаю. Я родителям благодарен за все».
Виктор МИХАЙЛОВ, пенсионер, житель д.Труды: — Увековечением памяти жителей деревень Малоситнянского сельсовета, погибших в годы Великой Отечественной войны, участников войны занимаюсь уже много лет. При поддержке местной власти, Полоцких райисполкома, районного Совета депутатов увековечил память Героя Советского Союза А.А.Минина, семьи Космачёвых, расстрелянных оккупантами. Познакомился с документами, рассказывающими о семье Власовых из д.Труды, также погибшей от рук гитлеровцев. Узнал, каким героем был один из братьев Власовых — Иван. Поэтому и предложил председателю Полоцкого райсовета депутатов Иосифу Грибовичу найти возможность донести информацию о Власовых до жителей района. О таких людях надо знать, их надо помнить. Мы, простые граждане, должны быть более активными в деле сохранения этой памяти.
…Уже доброй традицией стало для Сергея Власова вместе с сыном Иваном, названным в честь героического деда, посещать братское захоронение, наводить порядок на его территории, возлагать цветы. А на сельском кладбище в Трудах, где покоятся родители Сергея Ивановича, словно останавливается время и вспоминаются ему мудрые отцовские советы, добрый мамин взгляд и ее светлая улыбка. И раны, душевные и телесные, которые Ивану Егоровичу и Анне Романовне, «как воронки, напоминали о войне»… Сегодня эта память живет в сердцах нынешних поколений Власовых.
Фото из архива С.И.Власова.









