На очередной сессии Полоцкого райсовета депутатов обсуждались вопросы, связанные с работой потребительской кооперации по организации торгового обслуживания населения.

Главное

На очередной сессии Полоцкого райсовета депутатов обсуждались вопросы, связанные с работой потребительской кооперации по организации торгового обслуживания населения.

И это не случайно. По­требкооперация на Полотчине несет значительную социальную нагрузку по обеспечению необходимыми товарами сельского населения, в том числе в отдаленных и малонаселенных деревнях, что зачастую выливается в убытки. Как соблюсти баланс интересов, сохранив на должном уровне торговое обслуживание сельчан? В этом попытались разобраться депутаты. Сессию райсовета депутатов, в работе которой приняли участие член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель Полоцкого райисполкома Николай Шевчук и заместитель начальника управление торговли и услуг Витебского облисполкома Марина Зубович, провел председатель Полоцкого райсовета депутатов Иосиф Грибович.

В целом по отрасли
Задавая тон разговору, с докладом о ситуации, сложившейся в сфере торговли региона, перед присутствующими выступил заместитель председателя Полоцкого райисполкома Александр Колодынский. Он отметил, что основной задачей торговой отрасли является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения в широком ассортименте товаров и услуг. В полоцком регионе со­здана разветвленная инфраструктура потребительского рынка: функционируют 489 магазинов торговой площадью 54 тыс. кв. м, 119 объектов общественного питания общедоступной сети на 4124 места, 6 торговых цент­ров с торговой площадью 18,6 тыс. кв. м, 4 рынка.
Удельный вес магазинов шаговой доступности в общем количестве магазинов составляет 94%. На территории Полоцка осуществляют торговое обслуживание 12 торговых объектов современного формата с торговой площадью от 400 до 3 тыс. кв. м, 75% магазинов в районе работают без обеденного перерыва и выходных дней.
С начала года открыто 7 магазинов торговой площадью 1,3 тыс. кв. м, в том числе 3 магазина в сельской местности, 7 объектов общепита на 188 мест, 1 торговый центр площадью 2795 кв.м. Всего на развитие материально-технической базы направлено более 700 тыс. рублей.
Торговое обслуживание населения, проживающего в сельской местности, осуществляется через 178 объектов розничной торговли, из которых 77 — Полоцкого райпо, 28 объектов РУП «Белпочта», 9 — ОАО «Полоцкбыт», 1 — ЗАО «Доброном» и 61 — прочих субъектов хозяй­ствования без ведомственной подчиненности.
Розничная торговля Полоцкого райпо осуществляется через 64 магазина, расположенных по всей территории района с торговой площадью 4857 кв.м, 13 автомагазинами и 3 приемно-­заготовительными пунктами.
Для обслуживания отдаленных и малонаселенных деревень Полоцким райпо ежегодно приобретается по автомагазину. Они оснащены современным холодильным оборудованием, что позволяет расширить ассортимент реализуемой продукции. Непродовольственные товары реализуются по предварительным заявкам. Для этих целей на летний период привлекается дополнительный автомагазин.
Автомагазины райпо обслуживают населенные пункты, в некоторых из них живут по 2-3 человека. Это, безусловно, отражается на товарообороте. Их работа является убыточной. Убытки возрастают с наступлением осенне-зимнего периода — дачники уезжают в город, соответст­венно, снижается товарооборот. С целью поддержки райпо райисполком выделяет предприятию дополнительные торговые места в городе по осуществлению выездной торговли.
За январь-август розничный товарооборот через все каналы реализации в целом по полоцкому региону составил 306,9 млн. рублей. Темп роста в сопоставимых ценах — 97,6% при задании 101,5%. За истекший период проведено 17 ярмарок, 2158 рекламных акций, получен дополнительный товарооборот в размере 6,14 млн. рублей, выделено дополнительно 30 мест под выездную торговлю. В весенне-летний период функционировало 67 объектов торговли мелкорозничной сети, из них 27 мелкорозничных объектов общепита.

Ориентир — на село
О том, как работает предприятие, с какими проблемами сталкивается и какие пути выхода из них видит, рассказала директор Полоцкого райпо Светлана Галузо. Она отметила, что потребительское общество — это многоотраслевая система универсального типа, которая осуществляет хозяйственную деятельность по многим направлениям. «Можно по-разному оценивать результаты нашей деятельности, но неоспоримым остается тот факт, что потребкооперация обеспечивает надлежащее обслуживание жителей района», — подчеркнула Светлана Николаевна.
К сожалению, данный сегмент рынка оказался наиболее подверженным негативным факторам. Снижение товарооборота можно оправдать рядом объективных причин, начиная с растущей конкуренции и заканчивая снижением численности сельского населения. На селе работают 60 торговых предприятий, из них 12 магазинов обслуживают жителей в деревнях с численно­стью население до 100 человек, в том числе 4 магазина — деревни с численностью до 50 человек. Предприятие несет существенные издержки на содержание стационарных торговых объектов в сельской местности. В условиях современной конкуренции райпо скорее не зарабатывает, а выполняет социальную роль по обслуживанию сельского населения. Среди районов Витебской области Полоцкий район отличается большим числом отдаленных малонаселенных деревень. Так, из 276 населенных пунктов, обслуживаемых автомагазинами, в 16 проживает 1 человек, в 73 — от 2 до 5 человек, в 144 — от 5 до 10. Протяженность маршрутов автомагазинов достигает 120 километров в день, потребительская кооперация несет убытки и по работе автомагазинов. Пытаясь найти выход из ситуации, с целью увеличения товарооборота Полоцкое райпо проводит ярмарки, выездную торговлю, маркетинговые мероприятия, направленные на повышение покупательского спроса.

img_7258-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%86%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b0
Светлана Галузо отметила, что потребкооперация ощущает дефицит кадров, особенно — работников прилавка. Одна из причин — отсутствие трудо­способного населения в малочисленных населенных пунктах, оптимизация движения пригородного транспорта. Только от закрытия торговых объектов по причине отсутствия продавцов потери товарооборота составляют до 60 тысяч в месяц. Однако руководством Полоцкого райпо проводятся текущие ремонты, внедряются современные методы и формы торговли. На эти цели в текущем году потрачено около 80 тыс. рублей.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 8 месяцев допущен убыток 350 тыс. руб., по сравнению с аналогичным периодом минувшего года он возрос на 70 тыс. руб. «Важно сохранить систему по­требкооперации, удержать позиции на рынке, не допустить отката назад», — резюмировала докладчица.

Как дела, рынок?
О работе УП «Полоцкий рынок г.Полоцка», являющегося предприятием Витебского обл­потребсоюза, рассказала его директор Диана Кузикова. Она отметила, что рынок — это самодостаточное многофункциональное предприятие, деятельностью которого является предоставление торговых мест в аренду, общепит, розничная торговля, заготовка сельхозпродукции у населения и экспорт. Полоцкий рынок — единственное место в регионе, где предоставляются места для торговли в первоочередном порядке сельским жителям, владельцам личных подсобных хозяйств, вырастившим урожай, а также для реализации дикорастущей продукции.
За последние годы на развитие материально-техническо­й базы рынка и благоустройство его территории направлено 492 тысячи рублей. Развивается собственная торговая розничная сеть — в текущем году открыто 5 объектов торговли. В сезон плодоовощная продукция продается по очень доступным ценам — овощи, зеленные и ягодные культуры, закупленные у населения и фермерских хозяйств, а также дикорастущие ягоды. В этом сезоне реализовано земляники садовой, огурцов, черники, томатов 89 тонн.
Одной из изюминок деятельности рынка стали квашение, мочение, соление овощей. Открыты павильоны по реализации промышленных товаров. В общественном питании ассортимент продукции совершенствуется за счет внедрения нового оборудования. На рынке организована торговля Полоцким, Поставским, Ушачским, Россонским и Верх­недвинским райпо, Полоцкой универсальной базой.

img_7127-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%86%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87%d0%b0
Диана Кузикова сообщила, что в ближайшей перспективе планируется заменить все деревянные навесы, построить на их месте павильоны на 250 торговых мест общей площадью 1000 кв. м., расширить сеть соб­ственных торговых предприятий.

Взгляд со стороны
Заместитель начальника управления торговли и услуг Витебского облисполкома Марина Зубович, обратившись к присут­ствующим, отметила, что ситуация по Полоцкому райпо сложилась крайне сложная: «К сожалению, мы переживаем не лучшие времена. Однако никто не снимает ответственности за выполнение задач, поставленных перед нами Правительством, руководством области. Наша работа должна и в дальнейшем быть направлена на повышение розничного товарооборота, ликвидацию убыточности предприятий, обеспечение населения качественными и доступными товарами».

Подытожим
Итог вышесказанному подвел Николай Шевчук. К председателям сельских Советов депутатов руководитель района обратился с просьбой — держать на контроле функционирование всех социальных объектов, в том числе предприятий торговли. Кому, как не им, знать все проблемы на селе и видеть выход? Поэтому ответственность за решение ряда проблем и возлагается и на депутатский корпус.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *