Родственники героя найдены!

Беларусь помнит Важное

В «Полацкім весніку» №93 от 20 ноября 2020г. был опубликован материал «Отзовитесь, родные военного летчика!».

Владимир и Светлана Маркичевы, Алёна и Игорь Кочемазовы.

Линии судьбы

Напомню читателям, что поисковым отрядом из Калининграда во время раскопок на территории области были обнаружены человеческие останки и награды времен Великой Отечественной войны — орден Славы III степени и медаль «За оборону Сталинграда». Благодаря номеру, который хорошо сохранился на ордене, через базу данных ОБД «Мемориал» и сайт «Подвиг народа» поисковикам удалось выяснить, что его владелец Владимир Андреевич Лабохо, летчик, уроженец деревни Межигорье Полоцкого района. Эти сведения были переданы новополоцкому отряду «Разведчики Воинской Славы». Дальнейшие исследования показали, что обнаруженные останки не принадлежат В.А.Лабохо, а орден – его, так как в интернет-источниках нашли подтверждающие документы (чья медаль – пока остается под вопросом).

Материал в «ПВ» был опубликован с целью найти родственников Владимира Лабохо и передать им награду (награды).

Ниточка оборвалась?

Поиск начался параллельно с подготовкой публикации к печати. Как выяснилось, деревня Межигорье в годы войны была уничтожена. За помощью обратилась к управляющей делами Вороничского сельисполкома Валентине Свирко. По совету старейшины деревни Логани (когда-то соседней с Межигорье) Зои Бондарь, она предложила обратиться к дочери Христофора Андреевича Лабохо, в свое время жителя этой деревни, Галине Римашевич, которая почти 30 лет отработала в Полоцком узле почтовой связи.

Владимир Андреевич Лабохо.

Одинаковые отчества Владимира и Христофора сразу натолкнули на мысль: вот она – ниточка… Однако, оказалось, ни Галина Христофоровна, ни ее родные не слышали о Владимире Андреевиче. А отец в 2005 году ушел из жизни. Ниточка оборвалась?

Звонок в редакцию

После выхода информации о розыске родственников Владимира Лабохо в редакции раздался звонок. Представитель военкомата г. Полоцка Георгий Чекалов сообщил, что ему позвонила управляющая делами Бобыничского сельисполкома Жанна Бружас.

Когда увидела фото деда Володи в газете, словно в детство вернулась, – рассказывает Жанна Алексеевна. – Его жена Вера и моя бабушка Рая – родные сестры. Они из деревни Горани. Копию статьи я отправила его дочери Светлане Владимировне Маркичевой.

Оказалось, что она с семьей проживает в Светлогорске Гомельской области. Отец умер в 2004 году. Я связалась со Светланой Владимировной и ее дочерью Алёной Кочемазовой.

Семейное имя

…Володька мечтал о небе. После школы отправился пешком в украинский город Чернигов. Там сбылась его мечта – в конце 30-х годов он закончил летное училище. 5 июня 1941 года его призвали в Красную армию. Через две недели началась война…

Наш земляк громил врага на Донбассе, в Сталинграде, при освобождении родной Беларуси и Восточной Пруссии. Воевал в разных авиационных подразделениях. С июня 1944 года — в 136-м гвардейском штурмовом авиационном полку, совершил 22 боевых вылета. Из характеристики для награждения орденом Славы ІІІ степени: «24 июня 1944 года в день ожесточенных наступательных боев по прорыву сильно укрепленной оборонительной полосы немцев Орша-Витебск тов. Лабохо дважды летал в составе шести ИЛ-2 взламывать оборону и уничтожать огневые средства противника. Прицельным бомбометанием и пушечно-пулеметным огнем в этот день поджег 1 танк, взорвал склад с боеприпасами и уничтожил до 15 солдат противника, чем способствовал с наименьшими потерями быстрейшему продвижению наших наземных войск».

5 января 1945 года его самолет был сбит артиллерией врага. Но Владимир не погиб, как сообщалось в донесении. Он успел выпрыгнуть с парашютом и приземлился на территории противника. Потом был плен, освобождение, проверка НКВД, инвалидность…

После войны вернулся в Межигорье, увидел руины. И отправился в Вильнюс, где уже находилась его землячка Раиса Кунцевич. Там и поженились. В семье было двое детей – Светлана и Валерий. Сына, к сожалению, уже нет. В Вильнюсе живет внук Игорь Валерьевич. Владимир Лабохо работал в аэропорту.

– Мама вышла замуж в 19 лет и уехала к мужу в Красноярский край, — вспоминает Алёна. – Там я и родилась. На летних каникулах ездила в Вильнюс. Дед меня часто водил на ипподром. А я боялась лошадей. Бабушка сокрушалась: надо же было здесь поселиться. А дед улыбался: это потому, что я гнедых люблю…

Светлане Владимировне гадалка нагадала, что она будет жить в Беларуси. Тогда только улыбнулась предсказанию. В 1990 году в Светлогорск, по месту распределения мужа, приехала Алёна. Позже поближе к дочери перебрались и родители. Гадалки не ошибаются!

Как призналась Светлана, отец редко вспоминал войну. И его можно понять: столько пришлось пережить… В памяти у дочери он остался принципиальным, пунктуальным и очень заботливым. А внучка запомнила деда, как мудрого советчика, спокойного и ранимого человека. Не случайно имя Владимир стало семейным. У Светланы муж Владимир, а у Алёны и сын, и внук носят это имя. Порадовался бы прадед и прапрадед!

Объединил Максимыч

Во многих семьях есть свои тайны. Сие не обошло и семейство Лабохо. Причем одна тайна на обе семьи — Владимира Андреевича и Христофора Андреевича. Как оказалось, той ниточкой, которая, похоже, связала их, был Андрей Максимович Лабохо.

По словам Светланы, отец, вспоминая своего, называл его «Максимыч». Был он председателем райзаготпушнины. Рассказывал о нем мало. Скорее всего потому, что тот был репрессирован.

У Христофора отец тоже был председателем райзаготпушнины и тоже репрессирован… Случайные совпадения или..? Вот копия ответа из прокуратуры Витебской области на запрос Христофора Лабохо 30-летней давности — из архива семьи Галины Римашевич. «Проверкой установлено, — сообщается в нем, — что Лабохо А.М. по решению внесудебного органа от 22 сентября 1938 года незаконно репрессирован и умер 3 октября 1938 года. Место смерти и захоронения неизвестны. По определению военного трибунала Белорусского военного округа от 12 апреля 1960 года Лабохо А.М. посмертно реабилитирован». К тому же, Христофор Андреевич разыскивал Владимира. В семейном архиве сохранился ответ из адресно-справочного бюро от 28 апреля 1982 года с вильнюсским адресом и телефоном…

Андрей Максимович Лабохо с братом Михаилом.

Встречались они или нет? Кто они – родные или сводные братья (матери, согласно документам, у них разные – Мария Ивановна и Мария Ефимовна)? Почему о Владимире Христофор не рассказывал своим детям? И знал ли тот о существовании Христофора? Вопросы, на которые уже вряд ли кто-то ответит…

От автора. Так, благодаря находке российских поисковиков две семьи обрели друг друга. А калининградцы продолжают выяснять, как награды Владимира Лабохо (или только орден Славы III степени) могли оказаться рядом с останками другого человека, имя которого уже узнали.

Любовь ТРАПЕЗНИКОВА

Фото из архивов семей Светланы Маркичевой и Галины Римашевич.