Приём на работу по новым правилам. О новациях Декрета №6 рассказывает начальник управления по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома

Актуальное Общество

С 24 октября вступил в силу Декрет №6 Президента Респуб­лики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в Декрет №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Новый декрет принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь.

О новациях Декрета №6 мы поговорили с начальником управления по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома Светланой Касьяновой.

— Светлана Николаевна, какие нововведения установлены новым документом?

— Появились дополнительные требования при прие­ме на работу в государственные органы, организации и организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее — государственные организации). Одна из основных новаций — при приеме на работу наниматель будет обязан запросить характеристику кандидата с предыдущего места работы. Также установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу, определены требования к характеристике и дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.

—  Расскажите подробнее.

— Если в течение предыдущих 5 лет работник трудился в гос­организации, необходимо запросить характеристику из этой организации. Если в этом периоде было несколько таких организаций, характеристика запрашивается с последней. Если местом работы кандидата в последние 5 лет были разные негосударственные организации, наниматель должен запросить характеристику с последнего места работы. Если в течение этого 5-летнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же негосударственная, то придется сделать 2 запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию.

— В отношении кандидатов на руководящие должности иные правила?

— При приеме на работу в государственные организации руководящих работников помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно. Но наниматель должен обязательно получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление о нем сведений из ЕГБДП согласно п.5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности. Согласие может быть получено в письменной форме или в виде электронного документа.

— Что представляет собой характерис­тика?

— Это официальный документ установленной формы. В ней указываются сведения о профессиональных, деловых и моральных качествах работника, о его участии в социально-общественной жизни коллектива, взаимодействии с нанимателем, профсоюзной организацией, о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения), о привлечении работника к материальной ответственности, а также иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя). В характеристике дополнительно отражаются сведения об отношении работника к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о наличии антигосударственных проявлений в поведении работника на рабочем месте.

— Какие последствия ожидают нанимателя, если он нарушит установленный порядок приема на работу?

— При установлении факта такого нарушения руководитель организации, иные должностные лица могут быть уволены соответственно на основании п.1 ст.47 (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером и его замес­тителями) или со ссылкой на ст.42 Трудового кодекса (однократное грубое нарушение работником трудовых обязаннос­тей, признаваемое таковым в соответствии с законом).

— В новом документе дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения.

— Какие существенные изменения будут внесены в Декрет №5, о котором шла речь в самом начале публикации?

— Декрет дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если тот призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Также определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба.

— Каких организаций коснутся изменения, пре­дусмотренные декретом?

— Дополнительные требования касаются всех организаций. Но они различаются в зависимости от формы собственности. При приеме на работу в государственные организации наниматель обязан запросить характеристику на работника с предыдущего места его работы, у организаций частной формы собственности осталось такое право, а не обязанность.

— Характеристику необходимо запрашивать на всех кандидатов на трудоустройство?

— Да, независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.

— Спасибо за интервью.