О сотрудничестве Беларуси и России и переговорах президентов Александра ­Лукашенко и Владимира Путина.

Важное

В понедельник в Минск прилетал ­Президент Российской Федерации Владимир Путин. Об этой встрече главы государств договорились еще в середине года. В центре внимания — стратегия сотрудничества в сфере экономики. Те вопросы, решение которых помогает нашим странам совместно противостоять западным санкциям. Запад за визитом, к слову, наблюдал весьма пристально. Нагнетал и вбрасывал. Выдвигал конспирологические версии. Обсуждаем вместе с экспертами причины и итоги состоявшихся на высшем уровне переговоров.

Антифейк на высшем уровне

Итак, никакой конспирологии! Когда кто-то пытается раздавить экономику союзников, когда к границам недруги продолжают стягивать оружие, политики, которые что-то решают, как верно подмечено в одном из государственных телеграм-каналов, ездят друг к другу и обсуждают совместные стратегии. И это тот самый формат партнерского общения, а кроме того, демонстрация миру уважения и поддержки. Чего взвыл Запад и подпевающие им наши беглые, в принципе, понятно. Деньги-то зарабатывать надо, как метко отметил Александр ­Лукашенко. Но Владимиру Путину в очередной раз пришлось проговаривать прописные истины: вопрос не в поглощении, вопрос в согласовании экономической политики. Так, как это делается во многих других интеграционных объ­единениях. Все остальное — это попытки недоброжелателей затормозить интеграционный процесс. Для того, чтобы не получить эффективных и опасных для них конкурентов на мировых рынках. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин развивает тему. Углубленная интеграция, отмечает он, отнюдь не равна потере суверенитета:

— Любое интеграционное объ­единение, те соглашения, которые сейчас действуют в рамках Союзного государства, ЕАЭС, предусматривают в первую очередь взаимодействие суверенных, независимых государств и ориентированы на углубление сотрудничества, будь то экономического, оборонного, политического, социального, образовательного, религиозного. Но модели поглощения ни один договор ни в рамках Союзного государства, ни в рамках ЕАЭС не предусматривает.

Хочу напомнить, что оппозиционные силы предпринимают попытки внести разногласия между Беларусью и Россией на протяжении последних лет 20 - 30. Делают все, чтобы не дать возможности провести любую интеграцию на постсоветском пространстве.

СКАЗАНО Александр ­Лукашенко, Президент Беларуси:
— Укрепление белорусско-российских связей стало естественным ответом на меняющуюся ситуацию в мире, в которой нас постоянно проверяли и проверяют на прочность. Считаю, что, несмотря на некоторые шероховатости, мы все же находим эффективные ответы на различные вызовы и угрозы. Судьбоносные решения о более тесной интеграции наших государств вновь демонстрируют всему миру, что только сообща можно преодолеть любые пандемии, кризисы или санкции.
 Во время переговоров с Владимиром Путиным, 19 декабря 2022 года.

Мы — не конкуренты

Плечом к плечу наши страны нынче стоят неспроста. Против двух государств коллективным Западом ведется самая настоящая экономическая война на уничтожение! Преодолеть любые кризисы, пандемии, санкции можно только сообща. Итак, уже сделано: осуществлено 600 из почти 1000 интеграционных мероприятий, намеченных к проведению до 2023 года, реализована программа гармонизации валютного регулирования и контроля, подписано соглашение о совместной денежно-кредитной политике, унифицировано ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Запущена единая система прослеживаемости товаров, начал работу межгосударственный координационный центр таможенных служб. Осуществляются масштабные двусторонние проекты в промышленности, в сфере высоких технологий и инноваций… Российские и белорусские предприятия поддерживают тесные кооперационные связи, налажены взаимные поставки комплектующих и готовой продукции. Политолог Вадим Боровик подчеркивает: экономики двух стран являются взаи­модополняющими. Беларусь может произвести ту продукцию, а главное, того качества, которая устроит Российскую Федерацию, и заместить на российских рынках бывших партнеров РФ.

— Запад поставил своей целью ослабить Россию настолько, чтобы она не могла оказывать свое влияние даже на региональном уровне, — комментирует эксперт. — Но это абсолютно не соответствует нашим национальным интересам. Потому что даже при всем желании самостоятельно нам, как среднему европейскому государству, без поддержки Российской Федерации в экономической и военно-политической плоскостях противостоять блоку НАТО или же экономическому давлению будет весьма проблематично. Поэтому сама жизнь диктует необходимость тесного сотрудничества. Тем более что оно естественным образом сохранилось еще со времен Советского Союза. Мы сохранили свою производственную базу и свой достаточно серьезный производственный потенциал. Мы его в определенной степени модернизировали, однако, чтобы сделать это более серьезным образом, требуются дополнительные вливания — для введения наукоемкости, цифровизации.

В целом сотрудничество Беларуси и России ведется в разных плоскостях. Экономика попросту является базисом, который позволяет сохранить социально экономическую устойчивость и иметь возможность конкурировать в международной среде. Несмотря на то что нам предрекали падение до 30 процентов ВВП (как минимум 20 обещали), мы видим, что ни белорусская, ни российская экономика не получили никакого существенного удара. Мы, наоборот, демонстрируем вполне себе неплохую резистентность тем вызовам, которые существуют.

Нарастили товарооборот почти до 40 миллиардов долларов. Нет никаких препятствий к тому, чтобы выйти к концу следующего года на 45, а может, на 50, миллиардов долларов обоюдной торговли, если мы будем действительно качественно осваивать инвестиции, которые представляет нам в том числе Россия с целью модернизации наших производств. Мы не конкурируем друг с другом!

Газ, а не тормоз

Еще одна важная тема, поднятая на переговорах, — поставки энергоносителей. Озвучивать подробности главы государств не стали. Александр ­Лукашенко лишь отметил, что удовлетворены результатами обсуждения в целом единого газового рынка, концепции и ценообразования на ближайшие три года.

— С точки зрения рядового белорусского обывателя вопросы энергетики — это тепло в наших домах, свет, горячая вода, бесперебойная работа транспорта, — объясняет политолог Алексей Беляев. — А кроме того, это обеспечение дешевыми энергоресурсами нашей промышленности и превращение ее продукции в конкурентоспособную на мировых рынках, пусть даже не западных.

Для нас очень важна себестоимость. А энергетика — это значительная часть себестоимости. Поэтому дешевые и доступные энергоресурсы для наших производств — очень важный момент. Это позволит создать собственную продукцию, которая попала под санкционный запрет, наполнить наши полки товарами. Постоянные же встречи двух лидеров — показатель того, что система работает и что интеграция у глав обоих государств на постоянном контроле. Что она важна и нужна и России, и Беларуси.

ИЗ ИТОГОВ ПЕРЕГОВОРОВ
Согласованы основные параметры в сфере энергетики, в том числе такие чувствительные, как ценообразование.
В следующем году планируется полностью завершить строительство второго энергоблока Белорусской атомной электростанции.
На следующий год запланирован полет на орбитальную станцию белорусского космонавта.

Стратегический шаг вперёд

И о вопросах безопасности. Эту тему не поднять на переговорах попросту не могли. Тем более что многое уже сделано. Ведется совместное военное планирование, действует региональная группировка войск, проводятся мероприятия боевого слаживания бое­вых соединений и воинских частей двух стран… Новость от Александра ­Лукашенко: на боевое дежурство в нашей стране стали переданные Россией «С 400» и «Искандер». Кроме того, уже подготовлены самолеты, несущие «специфические боеприпасы». Сейчас ведется подготовка экипажей. Эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко анализирует:— Не мы втягиваемся в войну, в вой­ну хотят втянуть нас. Чтобы нашим недругам было немного страшновато, чтобы охладить пыл танцующих и зигующих политиков, нужно сделать так, чтобы они и думать о таком перестали. Уважать и любить они нас не смогут, лучше пусть побаиваются. Кроме того, «С 400», «Искандер», самолеты — это наш ответ на милитаризацию границ НАТО. Образно говоря, если граница — это весы, то чаша стала уклоняться в сторону Запада. Поэтому чтобы их выравнять, нам и пришлось поставить на боевое дежурство стратегическое вооружение. Это серьезный стратегический шаг вперед!

«СБ. Беларусь сегодня».