Музеи являются посредниками между краеведами и профессиональными учеными. Именно в музеях аккумулируются исследования одних и других, что дает возможность для дальнейших исследований и взаимного обмена знаниями.

Примером такого взаимодействия могут служить «полоцкие материалы» научного архива археолога и историка Леонида Васильевича Алексеева, хранящиеся в фондах Витебского областного краеведческого музея (ВОКМ). Так, сохранилась машинописная копия письма от 10 августа 1959 года Данилы Миновича Василевского, белорусского педагога, историка, краеведа, адресованного ВОКМ.
Свое письмо Д.М.Василевский предварил оговоркой:
«С 1936 года я не мог, по условиям личной жизни, следить за современной культурой БССР и многое забыл: имена, фамилии, издания и т.п. В памяти остались числа, факты, ими я поделюсь с вами».
В письме содержатся интересные сведения о том, что Василевский осенью 1917 года входил в состав археологической экспедиции Инбелкульта в Полоцке (однако указанная им дата вызывает вопросы — Прим. авт.). «Мы рыли курганы на Полоте, — писал он, — выше Спасо-Евфросиньевского монастыря, два кургана в Бельчицах. Курганы были обкрадены давно, мы нашли кое-какие предметы XII века. На дне курганов меня поразили квадратики бересты. Я подержал их в руках, заметил черточки, но букв не разглядел и бросил на прежнее место. Об этой экспедиции (автора трудов я забыл) был напечатан отчет в Известиях Инбелкульта».
Сведения, содержащиеся в письме Д.М.Василевского, заслуживают внимания (особенно сведения о раскопках курганов на Полоте, выше монастыря), но требуют проверки и углубленного изучения краеведов.
В архиве Алексеева также хранится богатейшая коллекция фотонегативов. Среди них и «полоцкие». Сюда входят съемки историко-культурных и археологических объектов Полоцка и Полоцкого района (городище Девички), а также пересъемки карт, схем, публикаций материалов археологических раскопок из различных ранних, ныне труднодоступных, изданий и архивных собраний. Здесь же представлены пересъемки фотографий конца XIX века Рогволодовых-Борисовых камней и креста Евфросинии Полоцкой из архива Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР (фонд И.А.Шляпкина, русского филолога, палеографа, историка древнерусского искусства).
Снимая объекты, Алексеев стремился зафиксировать их со всех сторон и включить в панорамные виды. Хронология съемок от 1950 до 1971 года. Среди них самым многочисленным является комплекс снимков храмов и построек Спасо-Евфросиниевского монастыря (31 негатив). Фотосъемка осуществлялась в 1951, 1956 и 1971 гг. Вторыми по численности представлены негативы Софийского собора (22 ед.). Меньше — по Иезуитскому коллегиуму и Богоявленскому собору.
Отдельно стоит отметить негативы с пересъемкой карт, схем и других материалов, содержащихся в редких дореволюционных изданиях и архивах. К ним относятся пересъемки материалов раскопок советского архитектора и искусствоведа Е.А.Ащепкова (кладка храма Св.Георгия), а также русского архитектора и реставратора П.П.Покрышкина, опубликованные в 1913 г. в журнале «Светоч».
Местные краеведы, в свою очередь, оказывали и оказывают большую помощь ученым. Их данные о курганах, городищах в конце 1940–х — начале 1950–х годов были собраны инспектором по охране памятников Витебского облисполкома О.П.Сухомлиновой-Морозовой и от нее поступили в распоряжение Л.В.Алексеева. Он на местности проверил состояние объектов, сопоставил со своими данными и включил в свою уникальную археологическую карту памятников железного века северной Белоруссии. В этой публикации в 1959 г. Л.В.Алексеев вынес благодарность «директору Полоцкого музея Н.М.Казленку и его заместителю П.А.Агурку за предоставление материалов музея и особенно О.П.Сухомлиновой-Морозовой за постоянную и активную помощь».
В Полоцке Л.В.Алексеев снимал Софийский собор, комплекс Богоявленского монастыря, Иезуитский коллегиум, Кадетский корпус, Николаевский собор, комплекс построек Спасо-Евфросиниевского монастыря, а также панорамы видов города.
Таким образом, все «полоцкие материалы» архива Л.В.Алексеева собрания ВОКМ могут стать большим подспорьем местным краеведам для углубленного изучения культурного наследия родного края.
Наталья ШАРКОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея.
Фото из архива
Л.В.Алексеева.









