Вот-вот школьников призовет за парты очередной учебный год. А на предприятии, где действует «Положение о наставничестве» он не заканчивается, здесь наставники всегда в строю, всегда при деле. Их знания и опыт — те самые драгоценные зернышки, которые дают начало росткам профессионализма новых поколений работников.
Такой метод обучения работников, как наставничество, в открытом акционерном обществе «Полоцк-Стекловолокно» используется не одно десятилетие. Успешно готовить коллег к самостоятельному исполнению обязанностей, погружая их в специфику производства, — наука не простая и суперответственная. Но в коллективе предприятия есть люди, которые освоили ее на отлично.


В этом году нагрудного знака Белхимпрофсоюза «Лучший наставник» удостоены ткач цеха №9 Надежда Николаевна Хмель и оператор получения непрерывного стекловолокна (ПНСВ) цеха №7 Татьяна Викторовна Петеренко. Встретившись с заводчанками, мы адресовали им несколько одинаковых вопросов.
Сколько лет вы трудитесь на заводе? Почему выбрали такую профессию? Чем она интересна?
Надежда: — С 1993 года я на заводе. Получила в училище образование по специальности ткач-контролер. Можно сказать, что выбор профессии определила знакомая, которая трудилась на заводе оператором ПНСВ. Я планировала выучиться на бухгалтера, а она меня убедила, что ее профессия лучше. Мол, на заводе и зарплата хорошая, и общежитие дают. В итоге я подала документы в 233-е училище химиков, но когда
1 сентября увидела, что в операторы идут одни мальчишки, попросила администрацию перевести меня в ткачи. Работу свою очень люблю, так как вижу ее результат.
Татьяна: — В 1995 году пришла на завод. Специальность оператора ПНСВ получила в ПТУ № 233 химиков — можно сказать, нечаянно туда попала, не романтичная история (улыбается). Работа оператора всегда была высокооплачиваемой, это тогда и подкупило. И профессия мне нравится. Операторы для меня — это «особая каста» людей трудолюбивых, энергичных, рассудительных. И коллектив крепкий, есть коллеги, помощники мастера старой закалки, с ними работать комфортно.
Кто был вашим наставником в профессии? За что благодарны этим людям? Чему было непросто научиться?
Надежда: — Это ткачи Людмила Сухорукова и Антонина Доровка. Они многому меня научили. Люда дала мне основные навыки, относилась ко мне, как старшая сестра. Говорила:
«Не бойся станков, пусть они нас боятся». Это ее выражение до сих пор со мной, я его своим ученикам говорю. Антонина Николаевна учила, как преподаватель. Она, кстати, и в училище мастером работала.
Татьяна: — Учиться нравится. Без отрыва от производства приобрела дополнительную специальность аппаратчика приготовления эмульсий. Но менять профессию оператора пока не планирую. В цех иду, как домой. Хотя смены бывают разные — и удачные, и сложные. Когда что-то не ладится, настраиваю себя на позитив, говорю себе: «Это у тебя бесплатный тренажерный зал»!
Что проще: учиться или учить? Каково это — быть наставником?
Надежда: — Чему-то новому учиться интересно. Сейчас я учусь вместе с дочкой — она пойдет в 11-й класс. А еще все больше дружу с дачей, что-то сажаю, цветы выращиваю. И там тоже надо учиться.
Татьяна: — Учиться нравится. Без отрыва от производства приобрела дополнительную специальность аппаратчика приготовления эмульсий. Но менять профессию оператора пока не планирую. В цех иду, как домой. Хотя смены бывают разные — и удачные, и сложные. Когда что-то не ладится, настраиваю себя на позитив, говорю себе: «Это у тебя бесплатный тренажерный зал»!
Что проще: учиться или учить? Каково это — быть наставником?
Надежда: — Учиться и учить, наверное, это равнозначно непросто. Научить человека профессии тяжело. И в процессе обучения способных сразу вижу. У них присутствует интерес к работе. Одна из лучших моих учениц — талантливый, хваткий ткач Анна Пальчевская…
А наставнику следует быть профессионалом и человеком добросовестным. Учить по правилам. Нам, например, надо знать все технические условия, все пороки ткани, допуски. И ученица должна это освоить. Следует признать, не каждый находит себя в нашей профессии.
Татьяна: — Проще учиться, сложнее обучать. С первого дня обучения могу определить, будет человек работать оператором или это не его стихия. Важные для наставника качества — профессионализм, терпение и коммуникабельность. Мои ученики — преимущественно мужчины, только одну женщину за все время обучала. Это Мария Булло. Учить ее было легко. Маше профессия оператора понравилась, теперь трудимся с ней бок о бок.
Ваше пожелание, совет молодежи.
Надежда: — Учиться и учить, наверное, это равнозначно непросто. Научить человека профессии тяжело. И в процессе обучения способных сразу вижу. У них присутствует интерес к работе. Одна из лучших моих учениц — талантливый, хваткий ткач Анна Пальчевская…
А наставнику следует быть профессионалом и человеком добросовестным. Учить по правилам. Нам, например, надо знать все технические условия, все пороки ткани, допуски. И ученица должна это освоить. Следует признать, не каждый находит себя в нашей профессии.
Татьяна: — Проще учиться, сложнее обучать. С первого дня обучения могу определить, будет человек работать оператором или это не его стихия. Важные для наставника качества — профессионализм, терпение и коммуникабельность. Мои ученики — преимущественно мужчины, только одну женщину за все время обучала. Это Мария Булло. Учить ее было легко. Маше профессия оператора понравилась, теперь трудимся с ней бок о бок.
Ваше пожелание, совет молодежи.
Надежда: — Стараться, добросовестно относиться к своему участку работы. Интересоваться, задавать вопросы опытным ткачам. Молодежи всегда говорю: учитесь, пока не поздно.
Татьяна: — Многие, отработав первый месяц, сразу же ожидают большую зарплату. Но не все сразу. Надо нарабатывать опыт, развиваться профессионально, быть терпеливым, не бояться спрашивать, когда что-то не понятно, и участвовать в жизни предприятия. Мастерство — дело времени и желания.









