Есть на земле места, которые являются символами страдания, низости и жестокости. Это — лагеря смерти времен Великой Отечественной войны. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенок.

В Освенциме
Находившийся в оккупированной Польше Освенцим (Аушвиц-Биркенау) советские войска освободили 27 января 1945 года. Он занимал территорию более 40 км2, на которых находилось 620 бараков.
Попадая за колючую проволоку, человек уже не имел имени и фамилии, ему присваивали номер. За годы войны регистрационные лагерные номера получило 405 тысяч узников.
Количество жертв Освенцима, только по официальным данным, составляет не менее 1,2 миллиона человек — евреев и цыган со всех стран Европы, а также советских военнопленных, подпольщиков и других узников. Составы с пленниками прибывали ежедневно из Польши, Советского Союза, Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии и других стран.
В зависимости от того, за что человек попал в лагерь, на одежду нашивался треугольник определенного цвета. Политзаключенные получали красный, цыгане — черный, уголовники — зеленый. Евреи — сразу два: желтый и тот, что означал причину ареста, вместе они соединялись в шестиконечную звезду.
В первые два года людей расстреливали и зарывали в общих могилах — по несколько сотен в каждой. Потом построили 5 крематориев. Жуткая технология позволяла умерщвлять до 2000 человек в день. Печи крематориев работали практически круглосуточно.
В лагере практиковали медицинские опыты. Изучали действия химических веществ на человеческий организм. Испытывали новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. Распространенным явлением была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Детей отнимали у родителей и помещали в детский лагерь Константинов.
27 января Красная армия освободила около 7 тысяч узников, в том числе 500 детей. Непосильный труд, жуткие условия содержания, побои, издевательства сказались на здоровье, продолжительности жизни, психоэмоциональном состоянии этих людей. Советские солдаты и офицеры увидели крематории и газовые камеры, орудия пыток, тысячи килограммов человеческих волос и перемолотых костей.
По разным оценкам, через нацистскую «машину смерти» прошло от 18 до 20 миллионов человек из 30 стран мира. Около 12 миллионов из них были замучены, убиты, сожжены. Около 5 миллионов жертв являлись гражданами Советского Союза.
По рассказам свидетелей
Многие наши земляки прошли через ужасы фашистских лагерей. Из рассказов полочан — узников Освенцима.
ЛИТВИНОВА Таисия Григорьевна (лагерный номер 70090): «Я ложусь спать со страшными воспоминаниями о концлагере. В Освенциме у меня погибли родители, две сестры и брат. В 1941 году фашисты сожгли нашу деревню, и мы поселились на колхозной ферме. В ноябре 1943 года меня вместе с родителями, четырьмя сестричками и братом привезли в пересыльный лагерь ст.Громы г.Полоцка. Мне было 7 лет, остальные тоже были маленькие. Самой младшей Зине было 2 годика, а старшему Павлику — 15 лет. Витебскими эшелонами нас привезли в Освенцим. С этого момента начались мучения. Лагерь был освещен, на вышках стояли вооруженные охранники. По прибытии нам всем накололи номера. Было больно, и я сильно плакала. Всех остригли наголо. Поместили в холодные бараки, где мы спали на твердых нарах, тесно прижавшись друг к другу. Утром возле бараков увидели трупы истощенных узников. Баланды из бочки не всем хватало, даже ночью снилась еда. Страх, голод, болезни постоянно преследовали нас. Живьем была сожжена в крематории Фаина, а спустя 2 недели умерла и Зина, которая сильно болела. Брат Павлик, по архивным документам, из мужского барака был отправлен в Бухенвальд. В детском лагере Константинов в г.Лодзь, немцы брали у нас кровь для своих солдат. Я после этого теряла сознание. Также кололи в глаза ядовитые уколы. За малейшие замечания били. Нашу маму сожгли в крематории за 3 дня до освобождения. Сколько было радости, когда пришли наши войска. Солдаты брали нас на руки, обнимали и плакали. Когда возвратились домой, в Белоруссию, то целовали родную землю».
КОТЛЯРОВА Глафира Ивановна (лагерный номер 70049): «Родилась в Полоцке в 1929 году. Отец был связным у партизан во время войны. В октябре 1943 года нашу семью арестовали, отвезли в следственный изолятор при гестапо на ст.Громы. Там сильно избивали. Затем погрузили людей в вагоны-«телятники» и повезли в Освенцим. По дороге бросали по четвертинке дохлой конины, воды не давали. Через 2 недели привезли в лагерь, располагавшийся за колючей проволокой в 3-4 ряда, по которой пропускался ток высокого напряжения. Выдали грязную лагерную форму. Когда накалывали номер, я ужасно кричала и плакала. Деревянная обувь не по размеру натирала ноги, вызывала воспаления и нарывы. Недалеко находился барак №25, в котором содержались истощенные и больные узники. Им не давали пищи, а затем отправляли в газовые камеры. Нас кормили вонючей баландой и хлебом из древесных опилок. Взрослых в 7 утра выгоняли на работу, а дети оставались в лагере и выполняли разные земляные работы. Моя сестра Нелли заболела воспалением легких и была сожжена в крематории. Над отцом долго издевались, а затем бросили его на электрическую проволоку. Маму после издевательств вывезли в лагерь Берген-Бельзен в Германии. От крематориев на территории Освенцима лежала легкая копоть. Над детьми проводились разные эксперименты: тело смазывали вонючей темной жидкостью, вводили ядовитые уколы, брали кровь. Повсюду бегали крысы, они отгрызали выбившимся из сил узникам носы, уши, пальцы.
Я состояла в специальной команде детей, которых заставляли готовить ямы для сжигания людей. Делали мы это с мыслью, что сами завтра окажемся в этой яме. В мае 1944 года я была вывезена в детский лагерь Константинов. Там работала на текстильной фабрике. В Полоцк прибыла в марте 1945 года».
Международный день
В 2005 году по инициативе руководства России, Израиля, США и других стран Генеральная ассамблея ООН объявила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста.
Мы живем благодаря тем, кто погиб во время войны. Об этом нужно знать. Об этом надо помнить, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены военными действиями. Пускай война будет для нас бедой вчерашней, болью сегодняшней и памятью вечной.
И.В.СЫРЕВИЧ, ведущий научный сотрудник Музея боевой славы.
Фото из архива учреждения.









