Что не так с маршрутом 17 ТК в Полоцке? Разбираемся, есть ли повод для беспокойства

Общество


Поводом для этой статьи послужила резонансная ситуация, сложившаяся не так давно в нашем городе и затронувшая в основном жителей микрорайона Коровники. Главной причиной стало недовольство отдельных граждан работой нового перевозчика на маршруте 17 Тк, что по стечению обстоятельств совпало и с оптимизацией расписания маршрута №8, и изменением схемы движения маршрута №8А.

«Ужас, беда, катастрофа!» — немедленно отреагировали эмоциональные граждане и поспешили поделиться этим в соцсетях и мессенджерах. «Маршрутка приехала не по расписанию!», «Водитель не заметил опоздавшего пассажира» и — о, ужас! — «Вовремя не ответил на сообщение» — подобные «преступления» немыслимы. С одной стороны.

Нужно разобраться
Сама живу в Коровниках и несколько раз в неделю пользуюсь услугами маршрутки. Если бы не повышенная активность в вайбер-чате, то изменения оказались незаметными для простого обывателя. Чтобы доехать до работы, для меня, как и для большинства, не принципиальна марка автомобиля или дата его выпуска, и уровень наклона спинки сиденья не важен, когда проезд занимает несколько минут. Да, повысилась стоимость проезда — стала как у всех. Согласно законодательству. Хотя этого уже давно ожидали.
Как водится, обращения жителей в различные инстанции не заставили себя ждать. Звонки оператору перевозок, в отделы и службы Полоцкого райисполкома не смогли образумить горячие головы. Пояснения специалистов нужного действия не возымели, потому что, скорее всего, не совпадали с желанием вернуть на маршрут прежнего перевозчика, который за время работы изучил своих пассажиров, «входил» в их положение, за что в какой-то степени и поплатился…

В формате диалога
Возможность разрешить проблемную ситуацию, напрямую задать интересующие вопросы и получить компетентный ответ появилась во время встречи представителей Полоцкого райисполкома, депутатского корпуса, ГП «Оператор перевозок», филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» с жителями микрорайона Коровники.
Заместитель председателя Полоцкого райисполкома Светлана Валюшкина отметила значимость открытого формата работы, обратив внимание, что функция власти как раз и состоит в том, чтобы найти баланс интересов, руководствуясь нормами действующего законодательства.

 — Непосредственно касаясь основной темы нашей встречи — предоставления услуг субъектами государственной и частной формы собственности,  важно понимать, что последние находятся в более вы­игрышном положении, так как не несут той социальной нагрузки по сравнению с Автопарком. Бесплатный проезд детей в учреждения образования, бесспорно, положительно сказывается на семейном бюджете, но не отвечает интересам автотранспортного предприятия, которое несет убытки. Наша задача проанализировать ситуацию и посмотреть, где и как мы можем усовершенствовать взаимодействие двух структур, — отметила Светлана Михайловна.


Диалог хоть и эмоциональный, но состоялся. Ответы получены. Предложения приняты к рассмотрению.

Волновало граждан и сокращение рейсов по маршруту №8А в будние дни и его отмена в выходные, а также изменения в расписании маршрута №8.
 Как пояснила Тамара Скороходова, начальник отдела пассажирских перевозок филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка», сокращение с 16 октября рейсов маршрута №8А никак не связано с появлением нового перевозчика на маршруте — 17 ТК.  
 Водители, кондукторы за несколько месяцев выезжали на маршрут, изучали пассажиропоток, выявляли рейсы с самой низкой наполняемостью. Также свою роль сыграла острая нехватка кадров. На основании решения комиссии по регулированию деятельности пассажирского автомобильного транспорта при Полоцком райисполкоме с 16.10.2023 изменения были внесены с целью снижения расходов на выполнение городских перевозок по маршруту №8 и №8А. 
 Учитывая отсутствие пассажиров на участке маршрута №8А на остановке СШ №1, изменена схема движения — автобус следует по ул. Гоголя без заезда на ул. Юбилейную. 
 С 16 по 31 октября филиалом проводилось изучение мнения пассажиров. Поступило 39 обращений, большинство из них касалось вопроса изменения времени отправления автобусов для подвоза детей в школу и обратно. Это позволит составить новое расписание. 

Говорят специалисты
Больше всего вопросов было адресовано ГП «Оператор перевозок». Комментирует Елена Троцкая, ведущий инженер по организации перевозок ГП «Оператор перевозок».

— Почему увеличилась стоимость проезда?
 — Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие городские перевозки пассажиров, самостоятельно устанавливают тарифы на основе плановых затрат, налогов, иных обязательных платежей, определенных законодательством, исходя из норматива рентабельности не более 15%. Эти нормы прописаны в решении Витебского обл­исполкома от 09.12.2016 №760.

— Допускается ли нарушение расписания движения маршрутных такси?
 — В соответствии с Договором об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, перевозчик обязуется обеспечить не менее 90% от общего количества рейсов по каждому графику. В противном случае договор расторгается. Это же касается и соблюдения расписания. Допустимый уровень — не менее 80%.
Новый автомобильный перевозчик с начала осуществления своей деятельности на новом маршруте 17 Тк за октябрь (с 16.10.2023) выполнил в среднем 99% рейсов, соответствие расписанию составило по отдельным графикам движения от 84,1% до 95,5%.

— Соблюдался ли порядок проведения конкурса на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении?
— Конкурс проведен в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2008 №1398 «О порядке проведения конкурса». При определении победителя учитывался не только год выпуска транспортного средства, его техническое состояние, но и отсутствие нарушений в сфере соблюдения правил ПДД, кассового обслуживания, налогового законодательства и др.
По условиям конкурса перевозчики имели право в течение 10 дней обжаловать его результаты, но ни один участник данным правом не воспользовался.

Народный контроль
Участие в решении вопроса приняла депутат Полоцкого районного Совета депутатов по Бабушкинскому избирательному округу №21 Ольга Драгун, которая внесла свои предложения с учетом начала и окончания уроков в СШ №№1, 6, 8, 10, ПГГ №1, ПГГ №2.
По итогам встречи составлен протокол поручений службам ГАИ, Полоцкого ЗЦГиЭ, Оператору перевозок, транспортным предприятиям.
Жители микрорайона Коровники озвучили и другие вопросы. Среди них — ремонт дорог, возможность обустройства тротуара. Много лет не решается проблема уличного освещения между д.Козьянки и ул.Бабушкина. Небезопасен для пешеходов и проход по этому маршруту ввиду крутых склонов и отсутствия обочины. Обращения оперативно изучены руководством Полоцкого района с выездом на место. К решению вопросов привлечены причастные службы.
Будем информировать о принятых решениях и ходе работ.

Фото Виктора Чернявского.