Готовимся к предстоящему отопительному сезону

Общество

Лето – время проведения подготовительных работ к предстоящему осенне-зимнему периоду (далее-ОЗП).

Руководителям и ответственным лицам организаций-потребителей тепловой энергии и владельцев ведомственных теплоисточников, подлежащих паспортизации в предстоящий ОЗП, следует знать, что с 20 мая 2020 года вступили в силу новые Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения (далее — Правила), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 286.

В документе установлен порядок подготовки организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) теплоисточник, и (или) тепловую сеть, и (или) систему теплопотребления (за исключением организаций, использующих в качестве теплоносителя иные жидкости, отличные от воды и пара), и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года.

Правилами установлены новые формы паспортов готовности и актов проверки готовности, изменены сроки составления мероприятий по подготовке к ОЗП, сроки создания комиссии по проверке готовности объектов, сроки окончания регистрации паспортов готовности (до 30 сентября), указаны условия проведения гидравлических испытаний теплоустановок и тепловых сетей (в присутствии представителя энергоснабжающей организации, с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя).

Существенные изменения коснулись регистрации паспортов готовности теплоисточников. Так, оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточника подлежат теплоисточники мощностью 50 киловатт и более независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования, а также теплоисточники мощностью более 100 киловатт независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды. При этом, при наличии у организаций теплоисточников, не подлежащих паспортизации, акт проверки готовности потребителя оформляется только при выполнении условий, предусмотренных в пункте 28 Правил. Наличие заключения Госпромнадзора требуется только для котельной мощностью более 200 киловатт независимо от мощности установленных в ней котлов.

Также ответственным лицам следует обратить внимание на то, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»  (далее — Закон) и постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 № 17  технические манометры, используемые организациями-потребителями тепловой энергии и установленные на трубопроводах и оборудовании в системах теплопотребления (ЦТП, ИТП, отопление, горячее водоснабжение, теплоснабжение вентиляции и т.п.), не входят в сферу государственной метрологии.

В соответствии со ст. 25 Закона периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, устанавливается юридическими лицами, применяющими эти средства измерения. На основании абзаца 8 статьи 13 Закона, организации –потребители тепловой энергии самостоятельно определяют и утверждают межповерочный интервал используемых ими средств измерений (график поверки технических манометров). Вышеуказанные требования не распространяются на оборудование и трубопроводы, которые эксплуатируются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства по чрезвычайным ситуациям. При проверке готовности потребителя к работе в ОЗП органом Госэнергогазнадзора будет проверяться наличие утвержденного графика поверки технических манометров и фактическое соответствие ему установленных манометров.

В случае принятия руководителем организации — потребителя тепловой энергии, либо владельца теплоисточника решения о неиспользовании тепловой энергии в ОЗП, указанное решение должно быть письменно согласовано  с органами местной исполнительной власти. При этом в территориальное подразделение органа Госэнергогазнадзора направляется письменное уведомление с указанием причин (смена собственника, консервация, ликвидация и т.п.),  а также с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства и письменного согласования органа местной исполнительной власти. На основании представленных документов органом Госэнергогазнадзора принимается решение об исключении организации из списков потребителей тепловой энергии и теплоисточников, подлежащих паспортизации к работе в ОЗП текущего года, либо внесение изменений в указанные списки. Отсутствие зарегистрированного паспорта готовности в органе Госэнергонадзора исключает возможность включения систем теплопотребления.

При этом руководителю организации необходимо учитывать все последствия отсутствия теплоснабжения в отопительный период в производственных помещениях, на торговых объектах, объектах социальной сферы и т.п. Особое внимание необходимо обратить на требования законодательства об охране труда, согласно которым обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих возложена на нанимателя, а также на недопустимость пребывания людей в неотапливаемых помещениях.

Голубева Светлана Евгеньевна, инспектор энергоинспекции Полоцкого МрО филиала Госэнергогазнадзора по Витебской области