Наталья Кочанова: «Наша с вами сегодняшняя задача — обсудить проблемы в системе образования при обучении детей с особенностями развития и найти пути их решения»

Актуальное Образование Общество

«Чужих детей не бывает, все — наши»,  — с известной на всю страну фразы Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко открыла заседание консультативного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, состоявшееся в минувшую пятницу в Полоцке, спикер верхней палаты парламента Наталья Кочанова.

Собравшиеся за круглым столом в Музее белорусского книгопечатания министры образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, руководство Полоцкого райисполкома, представители сферы образования, общественности приняли участие в важном диалоге о социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития.


— При ознакомлении с опытом работы Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района, который посещают 123 ребенка, и СШ №18 имени Евфросинии Полоцкой, где работают 7 классов интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями развития, мы увидели положительные примеры работы с детьми, которым вовремя был поставлен диагноз и для которых профессиональные педагоги выстроили правильный маршрут обучения и воспитания на пути к социализации. Такой результат должен стать нормой при работе со всеми детьми,  — отметила во вступительном слове Наталья Кочанова.
В Кодексе об образовании Респуб­лики Беларусь закреплено понятие инклюзии  — обеспечение равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого.

Искреннее выступление полочанки тронуло участников высокого республиканского форума. «Мой здоровый ребенок учится в классе интегрированного обучения и воспитания,  — рассказала многодетная мама Светлана Лазаренко. —   Наши дети подружились с особенными ребятами. Сын рассказывал, что одному из таких одноклассников он помог справиться с изготовлением поделки, а второго проводил в гардероб.  Моему ребенку идет на пользу такое общение, в школе их учат толерантному отношению к разным детям, и мы дома много говорим о проявлении доброты, сострадания ко всем людям».  

Культуры не хватает
Министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец с сожалением констатировал, что не только в обществе, но и в педагогической среде не сформировано должное отношение к детям с особенностями развития. По­этому Министерством принято решение о необходимости организации курсов по инклюзивной культуре для всех руководителей учреждений образования, педагогов-психологов. В Минске эта работа уже началась. В перспективе будут обучены все педагоги страны.


Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в нашей стране  — на уровне 99,9%. Каждый ребенок с особенностями развития не только находится в поле зрения учреждения образования, с ним проводится работа согласно его способностям. Система специального образования включает 237 учреждений.
Регулярно проходят переподготовку учителя-дефектологи и психологи. Все будущие педагоги изучают основы инклюзивного специального образования, чтобы быть готовыми к работе с детьми с особенностями развития. Ведется разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

«Наша с вами сегодняшняя задача,  — обратилась к участникам заседания Наталья Кочанова,  — обсудить проблемы в системе образования при обучении детей с особенностями развития и найти пути их решения, чтобы обучающиеся социализировались и нашли свое место в жизни. Результат будет у педагогов, которые любят детей».

Учить и учиться
Вера Хитрюк, директор Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», созданного в 2016 году, рассказала о подготовке педагогов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. В институте инклюзивного образования обучаются более 1,5 тысячи студентов, создана мощная научно-практическая и научная школа подготовки квалифицированных кадров учителей-дефектологов. «Каждый учитель должен быть готов к включению всех детей в образовательный процесс»,  — выразила уверенность Вера Хитрюк и рассказала об обновлении педагогической подготовки для всех категорий обучающихся, которая началась в 2021 году. Особое внимание она обратила на дисциплину «инклюзивная образовательная практика», которую изучают все студенты.

Столичный опыт
Первый заместитель председателя комитета по образованию Минского горисполкома Людмила Борисенко поделилась опытом социальной адаптации и интеграции детей с гиперкинетическими и другими расстройствами, обучающихся в учреждениях образования г.Минска.
В столице страны почти 34 тысячи детей с особенностями психофизического развития, из них более 3 тысяч — дети-инвалиды. Их количество ежегодно увеличивается. В учреждениях образования обучаются 1026 детей с расстройствами аутистического спектра. Дети с диагнозом РАС — категория сложная, у педагогов зачастую возникает эмоциональное выгорание. Проблемой остается подбор воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение особенных детей. В помощь педагогам, работающим с детьми с диагнозом РАС, разработана система методической помощи, работают ресурсные центры, районные методические объединения, такие дети обеспечены дополнительным образованием.

В числе трудностей, с которыми сталкиваются педагоги,  министр образования назвал разнообразие нарушений развития школьников. Второй серьезный вызов для системы образования —  увеличение количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Только за последние 5 лет их стало больше в 3 раза. Актуальной остается выстраивание системы помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Готовы делиться
Присутствовавшие на заседании мамы особенных детей из разных регио­нов Беларуси благодарили участников совещания за то, что они вселили им надежду на благоприятное будущее по обучению их детей. Также они предлагали помощь, которая может быть полезной при разработке методических пособий для педагогов. Мамы особенных детей лучше других знают их потребности, они готовы делиться своим опытом с другими родителями и педагогами.