Не гаснет памяти свеча: Красное кладбище в Полоцке

Калейдоскоп праект "Бацькаўшчына"

Завтра, 6 ноября, Дмитриевская родительская суббота. Повод вспомнить каждого из тех, кого с нами нет. Помолитесь, зажгите поминальные свечи, посетите могилы дорогих людей — родных, близких, друзей. Они живы в нашей памяти и будут жить, пока ­помним.

С годами притупляется боль утраты, ветшают и разрушаются памятники, и это вполне объяснимо — нередко навести порядок на местах захоронения уже просто некому. Но мы, приходя навестить могилы близких, невольно думаем и о тех, кого никогда не знали, но для кого судьба определила место упокоения рядом с дорогими людьми. Некрополь. Город мертвых. Место скорби и памяти. Он может рассказать о многом, стоит лишь прочесть надписи и вглядеться в потускневшие фотографии на медальонах.

Из далёкого прошлого

Одно из старейших кладбищ в Полоцке Красное, расположено возле пересечения улиц Гагарина и Суворова. Предполагается, что оно заложено в последней четверти XVIII века и изначально было православным, со 2-й половины XIX века здесь стали хоронить лютеран, а после 1917 года — и белорусов, и евреев, и русских, и латышей — представителей всех национальностей, конфессий и сословий, живших в городе в разные годы.
Самое старое из захоронений на Красном кладбище датируется 1796 годом. Неподалеку от него покоятся знаменитые полочане немецкого происхождения: потомки барона Пфайлицер-Франко, представители рода Рульковиус-Вальтер. Есть и латышские могилы: сохранились захоронения братьев Яниса, Вальдемара и Карлиса Баладитсов.

Рядом и вместе

В одной из частей кладбища компактное захоронение еврейских уроженцев Полоцка. Здесь невольно приходится обратиться к теме Великой Отечественной войны. Почти сразу после захвата города фашистами в июле 1941 года на территории Полоцка было создано два гетто, которые просуществовали всего несколько месяцев, поскольку выполняли «фильтрующую» роль перед массовыми расстрелами. На Красном кладбище можно найти могилы тех, кто успел эвакуироваться из города до прихода немцев, а потом вернулся назад. Однако несколько памятников, судя по датам, стояли здесь еще при оккупации.

Лютеранские захоронения выделяются среди более поздних — советских — плоскими металлическими и каменными крестами. На некоторых из них цитаты из Библии, философские изречения на немецком языке, такие как «heimgegangen» — «пришел домой».

Полоцк во все времена был городом интернациональным, здесь уважительно относились к представителям всех религиозных конфессий. И это также нашло отражение в захоронениях, где переплетение семейных историй связало в единое целое звезду Давида, православный и католический кресты. Что может более убедительно рассказать о толерантнос­ти и характере народа?

На Красном кладбище похоронены почетные граждане города Полоцка И.М.Лихачёв, С.П.Портнов, Н.Ш.Симоновский, В.С.Свирко, В.С.Борейко и П.Г.Яковлевич.

Эхо войны

На центральной аллее расположена могила рядовой санитарки 849-го стрелкового полка 303-й стрелковой дивизии 60-й армии, Героя Советского Союза Зинаи­ды Туснолобовой-Марченко, которая за 8 месяцев войны спасла 128 раненых. В феврале 1943 года под Курском она была ранена и обморозила конечности. Врачи сохранили ей жизнь, но ампутировали руки и ноги. После войны Зинаида Михайловна жила в родном Полоцке, родила и воспитала двоих детей, работала диктором на местном радио. У памятника героине всегда цветы.
На этом же кладбище покоится еще один Герой Советского Союза — гвардии старшина Изгутты Айтыков. Уроженец Казахстана, он участвовал в освобождении Полоцка. Погиб спустя несколько недель — уже во время боев за освобождение Литвы.

Местом поклонения полочан является и монумент, установленный в память о 160-ти советских воинах, погибших при освобождении Полоцка от фашистских захватчиков.

Визитной карточкой, по которой узнают Красное кладбище, является часовня-усыпальница XIX века. Проезжая или проходя мимо, сложно рассмот­реть ее в деталях. Между тем, они заслуживают внимания: сохранилась высокохудожественная лепнина — мифичес­кие существа на колоннах, элементы растительного декора. В настоящее время в часовне размещается сторожка. Работница кладбища, в задачи которой входит поддержание порядка на его территории, рассказывает, что сюда довольно часто приходят не только родственники погребенных, но и те, кто интересуется историей города, в том числе зарубежные туристы.

Вспомним всех

…Год рождения — год смерти. У кого-то между ними умещается долгая жизнь, а кто-то уходит в мир иной, даже не успев повзрослеть или в расцвете сил, когда, казалось бы, все еще впереди. Судьба распоряжается по-своему. На кладбище все они — соседи.

Вместе с уходом человека в мир иной уходит целая вселенная. Но он продолжает жить в памяти, пока помнят…