Спасо-Евфросиниевский женский монастырь — место, где соединяются красота архитектуры, сила веры и спокойтсвие природы

Духовность

Совершая поездки по Беларуси,сложно не заглянуть в Полоцк — колыбель белорусской государственности и духовности. Именно здесь располагается Спасо-Евфросиниевский женский монастырь — один из древнейших цент­ров православия, который 5 июня отметит свое 900-летие.

На его территории соединяются красота архитектуры, сила веры и спокойствие природы. Даже краткое пребывание в монастыре позволяет настроиться на созерцание и обрести внутреннее равновесие.

Жемчужина полоцкого зодчества

История полоцкой обители началась в XII веке. Пос­ле чудесного явления Ангела преподобная Евфросиния с одной из черноризиц около 1125 года переселилась в местечко Сельцо, расположенное недалеко от Полоцка. Первоначально на территории современного монастыря находилась деревянная Спасская церковь и каменная церковь-усыпальница полоцких епископов. По поручению преподобной Евфросинии зодчий Иоанн за тридцать недель воздвиг Спасо-Преображенский храм.

Церковь представляла собой шестистолпный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками. Спасская церковь — единственный дошедший до нашего времени памятник, относящийся к самому начальному этапу формирования полоцкой школы зодчества. Фундаменты храма выложены насухо. Стены возведены из плинфы с соблюдением византийских традиций каменного строительства. В плане храм необычно высок.

По мнению художника-рес­тавратора В.Д.Сарабьянова, изначально церковь строилась как храм-усыпальница, о чем свидетельствуют пять аркосолиев (аркообразных ниш для установки саркофага). До нас дошла только цент­ральная часть храма XII века с фрагментами фресковой росписи. Совершенно неожиданной находкой оказался небольшой подземный храм с остатками алтарной ниши, каменного престола, аркосолия и внутри­стенной лестницы. Крупные перестройки храма про­изошли во время владения им иезуитами в XVI-XVIII веках. В 1832 году Спасо-Преображенская церковь в плачевном состоянии была передана православному духовенству. В 1840-м в зданиях Евфросиниевского монастыря восстановили женскую обитель. В 1837-1838 годах произведена капитальная перестройка фасадов церкви, а барабан увенчала луковичная глава. В целом этот облик храма сохранился до наших дней.

После закрытия монастыря в 1961 году Спасо-Преображенский храм остался единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. В 1990-е годы в храме возобновились ежедневные богослужения. В 2017 году началась комплексная реставрация древнего памятника, которая завершилась 15 января 2025 года

Около 1155 года недалеко от Спасской женской обители по поручению Евфросинии возвели Бого­родицкую церковь, при которой игуменья основала мужской монастырь. Однако, просуществовав несколько столетий, он до наших дней не сохранился.

Уникальный облик

Кроме вышеназванного храма, в ансамбль монастыря входят Кресто-Воздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм, колокольня, монастырские корпуса, сестрин­ская трапезная.
Каждое из этих зданий дополняет целостный архитектурный образ и создает атмосферу величия.
Кресто-Воздвиженский собор — памятник монументальной архитектуры русско-византийского направления. Он был построен в течение 1893-1897 годов по проекту витебского губернского архитектора В.Ф.Коршикова.
В строительстве и оформлении собора принимали участие лучшие мастерские Полоцка, Смоленска, Москвы и Вильнюса. В XX веке собор значительно пострадал.

В 1920-е годы он был поврежден снарядами и пустовал, а после войны долгое время находился в запустении. В 1980-е годы городские власти решили приспособить здание полуразрушенного собора под планетарий. На купол храма был даже установлен знак небесной сферы. Приходской совет Спасского храма пытался спасти храм от поругания.

В результате активных действий комиссия из Москвы одобрила передачу Кресто­Воздвиженского храма православным. В 1990 году ремонт собора был завершен. Но с каждым годом в нем появляются новые элементы. Например, в 2024  году над главным входом собора была установлена первая мозаичная композиция, выполненная насельницами полоцкой обители.

В честь основательницы

С возрождением монашеской жизни возникла необходимость в постройке еще одной церкви для совершения богослужений. В 1842 году в жилом монастырском доме была устроена домовая церковь в честь основательницы обители преподобной Евфросинии (Свято-Евфросиниевский храм). В 1847 году она была пере­строена в теплый каменный храм, а в 1880-х годах в нем были надстроены стены, поднят потолок, устроены хоры, пристроены алтарь, притвор, ризница и сооружены новые престол и жертвенник. Во время Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала, от здания остался только остов. Восстановление началось лишь в 1987 году. Сначала там находилась монастырская трапезная, а с 2009 года в храме возобновились богослужения.

Колокольный звон

Интерес представляет надвратная колокольня. Впервые на территории монастыря она была построена в 1832 году. В 1834-ом на этом же месте была создана простая деревянная звонница, прослужившая недолго. И лишь в 1882 году, при игумении Евгении (Говорович), на монастырские средства была воздвигнута каменная колокольня, крытая железом, а под ней устроена книжная лавка и четыре жилые кельи для монахинь. О дальнейшей судьбе монастырской колокольни можно судить только по сохранившимся фотографиям 1950-х годов, на которых она уже отсутствует. В 1992 году колокольня была реконструирована. Сегодня на ней размещаются современные колокола минской фирмы «Отменное литьё», а также колокол прошлого века завода Самгина и голландский колокол 1764 года.

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке каждый день посещают паломники из Беларуси и разных уголков мира. Многие верующие стремятся сюда, чтобы поклониться святыням обители. Среди них: святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, крест Преподобной (воссозданный в 1997 году), серебряная рака (воссозданная в 2007 году), вериги преподобной Евфросинии Полоцкой, два особо почитаемых списка Эфесской иконы Божией Матери, Красностокская икона Божией Матери, а также другие чтимые иконы и мощевики.

Фото Маргариты БАРАНОК.