«Только не со мной…». Как полочанка стала жертвой кибермошенников

Общество

«Только не со мной…» — была уверена я. Ведь начитанная, много знаю, просматриваю статистику, слушаю спикеров из разных отраслей. Но, увы, самонадеянность сыграла со мной злую шутку, и как результат  — потерянные деньги, испорченное настроение и много вопросов с заменой необходимой документации.

Фото из интернет-источников.

…В один «прекрасный» день я решила посредством сети Интернет оплатить кредит и коммунальные платежи. Но в этот раз зашла в свой кабинет плательщика не через мобильное приложение в своем телефоне, а через персональный компьютер. Ввела запрос в поисковую систему и нажала на первую в списке гиперссылку.

Открывшаяся страница сайта визуально ничем не отличалась от привычной приветственной заставки нужного мне банка. Ввела логин и пароль, на телефон пришел ключ доступа, но личный кабинет не загружался. На экране появилась информация, что сеанс окончен. «Скорее всего, что-то с интернетом»,  — подумала я, и тут же пришел еще один код доступа, затем и третий… И сразу уведомление, что с моего счета произведен перевод на приличную сумму. Сначала подумалось, что это какой-то сбой в банке, позвонила в сервисный центр и … о ужас! Действительно, с моего счета переведены деньги. Сотрудник объяснила, каков мой порядок действий, почему так произошло. Оказалось, что я зашла на пиратский сайт, разработанный мошенниками.

Затем было посещение милиции, следственного комитета, заполнение бумаг. А впереди меня еще ждала смена счета, карточек. Скажу, что и ранее мне звонили мошенники на мобильный телефон, писали на электронную почту, но всегда удавалось их распознать и не выдать информацию. С каждым днем злоумышленники становятся все изощреннее, создаются новые программы для того, чтобы украсть у людей деньги. И если Вам кажется, что это Вас не коснется, не стоит обнадеживаться. Стать жертвой может каждый. И тут уже все зависит от нас самих.

Важно помнить ряд правил, чтобы не стать жертвой преступлений. Главное — не делать ничего автоматически, бездумно. Знакомый вид интерфейса не должен ослабить бдительность. Будьте внимательны: все ли в порядке с адресами, подписями? Опасайтесь сообщений с угрозами блокировки ваших учетных записей и предложений перехода по «спасительным» ссылкам для восстановления доступа. Помните, что есть перечень данных, которые тот или иной сервис не вправе у вас запрашивать. Наиболее яркий пример — это трехзначный код (cvc/cv2) с обратной стороны банковской карты.

Надеясь на невнимательность пользователя, злоумышленники создают доменные имена, очень похожие на названия популярных ресурсов. Например, адрес официального сайта Белинвестбанка — belinvestbank.by, а если вас отправляют на belinvestpank.com — это мошенники. Не сообщайте никому коды, пришедшие SMS-сообщением от вашего банка, не разглашайте паспортные данные.

Постоянно совершенствуются электронные информационные системы, а кибер-преступники продолжают играть на простых человеческих чувствах. Те люди, которые сегодня «запускают руку» в наш виртуальный карман, не только хорошо разбираются в нюансах интернет-мошенничества, но и работают как психологи, находящие индивидуальный подход к каждому «клиенту». Берегите себя и своих близких. Будьте бдительными.