В Полоцкой Художественной галерее начала свою работу выставка графики Израиля Басова «Поэзия в линиях»

Культура

В Полоцкой Художественной галерее начала свою работу выставка графики Израиля Басова «Поэзия в линиях».

Израиль Басов — белорусский живописец и график, наиболее яркий и самобытный представитель белорусского советского андеграунда.

7 октября 2023 года Израилю Матвеевичу исполнилось бы 105 лет. Творческая судьба художника трагична: он не был понят и принят при жизни, его первая персональная выставка прошла в 1996 году, лишь спустя 2 года после его смерти. Его чуть не исключили из Художественного училища, его работы отвергал выставком, даже в творческой среде в его адрес звучало немало нелестных слов.

Вопреки всему Израиль Басов творил. Он не был похож на своих коллег по цеху: писал свой собственный мир, с большим увлечением и страстью делал то, что любил. Басов всегда оставался верен себе и своей музе, которая и не думала его покидать: городские мотивы, пейзажи и окраины, люди, которые живут, танцуют, бегут и разговаривают, нет тем соцреализма и портретов передовиков производства.

«Поэзия в линиях» — такое название получила выставка графики Израиля Басова. Его живописным работам предшествовали рисунки со скульп­турной лепкой объемов, уверенными широкими контурными линиями.

Представленные работы 1967–1992 гг. раскрывают нам откровения художника. Все его творчество строилось на чувствах. В работах «Большой город», «Город», «На природе» лаконично воплощена поэзия города, в которой обитает современный человек. Израиля Басова притягивает «изнанка» города: город без имени и адреса, без света и тепла, в котором человек лишь образ.

Рисунки Израиля Басова возникают как запись неожиданных открытий, многие из них хранят след внезапности. Поэтому любимая техника автора — рисунок фломастером. Жесткая линия, явный акцент, законченность форм — это то, что связывало художника с советским искусством. Суровый стиль с его монументальностью, метафорой и символичностью Басову не был чужд. Вместе с тем его творчество не вписывалось в официальную линию развития советского искусства.

Лишь в конце 1980-х годов были открыты забытые страницы истории искусства, и творчество Израиля Басова было оценено по достоинству — в публикациях искусствоведов, на многочисленных выставках. На сегодняшний день оно приковывает внимание зрителя, притягивает своей философией и индивидуальностью.
Выставка экспонируется до 19 ноября. Ждем вас!

Основными выразительными средствами в пейзажах  художника «Закат» и «Красный пейзаж в чёрном» являются геометрические ритмы, в которых раскрывается эмоциональная окрас­ка. Художник даже деревьям здесь придает геометрию, создавая застывшие и несколько монументальные картины.

Анна Колужёнок,
старший научный сотрудник Художественной галереи.