Дорогами выдающегося полочанина

Главное Культура

Продолжаем авторский проект, посвященный достопримечательностям населенных пунктов Полотчины.

Наше сегодняшнее путешествие будет не совсем обычным. Его главным героем станет выдающийся белорусский, а также русский художник ХIХ века дворянин Иван Фомич Хруцкий. По местам, которые связаны с его жизнью на Полотчине, мы проедем маршрутом Полоцк-Захарничи-Полота.

Возвращённый из забвения

От Полоцка до агрогородка Полота 30 километров. Где-то посреди пути расположен еще один агрогородок — Захарничи. По словам моего гида, учителя истории Полотовской ДС-БШ Сергея Кочерягина, первое упоминание об этом населенном пункте можно найти в сборнике «Полоцко-Витебская старина» (1912 г.). Историк и краевед А.Сапунов в своей статье отмечал, что деревня Захарничи во время Ливонской войны в 1580 г. опустела. Местные жители были либо убиты, либо взяты в плен войсками Ивана Грозного.

Усадьба Захарничи в 1910 году.

Сегодня в Захарничах зарегистрировано 170 дворов, где проживают 388 человек. Что бросается в глаза проезжающему мимо путешественнику? Благоустроенные подворья, красоту которых не скроют февральские снежные заносы и не испортит мартовская бедность пейзажа. На одно из таких и заглянули. Дверь в дом открыла пенсионерка Нина Токмачёва. Женщина не удивилась вопросу об Иване Хруцком. Вспомнила, как еще в детстве бегала в те места, где он когда-то жил, — «красивая сирень там росла», как ходила на озеро Хруцкого (так называют жители озеро Щелопок), как была на открытии памятного знака, установленного на месте его усадьбы… «У любого из односельчан спросите про Хруцкого — расскажут, — убеж­дена Нина Леоновна. — Как не знать такого знаменитого земляка?!»

Попрощавшись, мы едем дальше. Через несколько километров снова остановка. С Сергеем Евгеньевичем подходим к памятному знаку у дороги.

— Открытие состоялось 4 сентября 2010 года, в честь 200-летия со дня рождения художника, — рассказывает он. — Грандиозная исследовательская работа до и после этого проводилась членами краеведческого клуба «Спадчына» Полотовской школы во главе с его руководителем Людмилой Алексеевной Кочерягиной. Ведь долгое время имя Ивана Хруцкого было незаслуженно забыто. В искусствоведении существовало мнение о нем, как «второсортном» художнике. А сегодня его часто называют отцом современной русской школы натюрморта.

Штрихи к портрету
Иван Хруцкий, родившийся 27 января 1810 года в местечке Улла Витебской губернии, как старший сын, обязан был пойти по стопам отца — униатского священника. Однако первоначальное образование получил в Полоцком лицее на факультете свободных искусств. Затем продолжил обучение в Санкт-Петербурге. Брал частные уроки у английского живописца Джорджа Доу и являлся вольным слушателем академии искусств, где учился у известного портретис­та Александ­ра Варнеки.

В 30-е годы писал много натюрмортов, портретов, пейзажей. В 1836-м совет академии наградил его большой серебряной медалью за работу «Цветы и плоды», через год — за «Цветы и плоды», «Портрет старухи» — малой золотой медалью. А в 1839-м 29-летнему художнику было присвоено звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».

Мечтой молодого Хруцкого было получение большой золотой медали, а также возможности на протяжении шести лет жить и работать в Италии за государственный счет. Однако скоропостижная смерть отца поставила крест на его планах. Художнику пришлось взять на себя обеспечение семьи. Хруцкий покинул столицу и вернулся на родину, чтобы заботиться о матери, младших братьях и сестрах. 21 июля 1844 года в Витебской палате гражданского суда состоялась купчая крепость №12 о приобретении имения Захарничи, примерно в 5 км от самой деревни. Художник несколько лет строил дом по своему проекту. Получился просторный, но без излишеств, со скромным внутренним убранством. Хозяин одним из первых на Полотчине начал выращивать виноградники, занимался садоводством. В 1845 г. женился, родились дети.

Однако 10 лет ему пришлось жить в Вильно. Вплоть до 1855 года Иван Хруцкий по заказу Виленского архиепископа Иосифа Семашко писал портреты священнослужителей и иконы, работал над копиями полотен великих мастеров. Картин, датированных после возвращения художника в Захарничи, известно мало. Он вел скромную, уединенную жизнь, немного работал над портретами, видами интерьеров имения, изредка — натюрмортами. В 1884 году Иван Фомич пишет автопорт­рет. А в следующем покидает этот мир. Похоронили его на сельском кладбище недалеко от усадьбы. В 30-е годы ХХ века семья сына Ивана Хруцкого Иосифа была репрессирована, усадьба разрушена…

Земляку от потомков

Одним из первых на Полотчине личность художника и его творчество начал изучать еще в 80-е годы прошлого века краевед, полочанин Сергей Глушков. Вместе с правнучкой И.Ф.Хруцкого Ядвигой Матиевской занимались и поиском его могилы, так как за долгие годы место захоронения практически исчезло.

Встречи с краеведом, а также с жительницей деревни Жихари Анастасией Чищенко, муж которой служил пастухом в имении уже сына Ивана Хруцкого Иосифа, и дали первые сведения членам клуба «Спадчына» о художнике и его семье. Школьники вместе со своим руководителем Людмилой Кочерягиной составили краеведческий маршрут по следам своего земляка, создали в школе экспозицию, посвященную жизни и творчеству Хруцкого, где представлены материалы, переданные ребятам Глушковым и Чищенко, родственниками художника, а также репродукции его полотен. По самым скромным подсчетам за свою жизнь он написал несколько сотен картин, которые хранятся в музеях Беларуси, России, Польши, других стран, частных коллекциях.

…Экскурсия завершается здесь, у школьной экспозиции, посвященной Ивану Хруцкому. Первые юные исследователи уже давно выросли. Но встречи, поездки по местам жизни и творчества земляка оставили в их душах яркий всплеск эмоций от соприкосновения с Художником. Всплеск, который обязательно будет передан следующим поколениям. И имя Ивана Хруцкого уже не уйдет в забвение.

Фото автора и из архива клуба «Спадчына».